ней камень, вошел в могилу, протянул руку юноше и заставил его
подняться. А юноша, взглянув на него, тут же возлюбил его и умолял взять его с
собой. Они вышли из могилы и отправились в дом юноши; а тот был богат.
Спустя шесть дней Иисус сказал ему, что он должен делать, и вечером юноша
пришел к нему, одетый лишь в белую простынь. В эту ночь они остались вместе, и
Иисус поведал ему тайны Божественного царства. Затем он покинул его и удалился
на другой берег Иордана .
Этого эпизода нет в Евангелии от Марка, но он хорошо известен: речь идет о
воскрешении Лазаря, описанном в четвертом Евангелии, от Иоайна. Тексты очень
схожи между собой, кроме некоторых деталей, например, громкого крика ,
раздавшегося из могилы перед тем, как Иисус откинул камень в сторону и приказал
занимающему ее выйти. Марк оставляет возможность предполагать, что Лазарь не
умер и что, следовательно, никакого чуда не было. Впрочем, эта история может,
даже больше, чем рассказ Иоанна, навести на мысль о вероятных отношениях между
человеком, закрытым в могиле, и тем, кто его воскресил . Может быть даже кар-
пократийцы, доктрина которых состояла в том, чтобы возвышаться над чувствами,
доводя их до крайности, увидели в этом какой-то намек гомосексуального
характера... Но, впрочем, профессор Смит вовсе не придерживался такого мнения, и
он видит в этом эпизоде скорее заклинание из какого-то символического ритуала
смерти и возрождения, многочисленные формы которого тогда существовали на
Ближнем Востоке.
224
Так как воскрешение Лазаря не появляется ни в одном Евангелии, кроме Евангелия
от Иоанна, можно сделать разумное заключение о том, что Феодор последовал совету
Климента Александрийского и заставил рассказ об этом событии, написанный рукой
Марка, исчезнуть.
Итак, одни детали из Евангелия от Марка исчезли, но, бесспорно, туда добавились
другие. Так, оригинальная версия его книги заканчивалась распятием, положением
во гроб и вскрытием опустевшей могилы, но без всякого упоминания о воскресении,
ни о явлении его ученикам. А в настоящее время оно заканчивается по-другому, а
именно: констатацией воскресения. И, повторим, речь идет о более позднем
добавлении, датирующемся концом II в. и присоединенном к первоначальному
тексту Марка5-
Что является приемлемым и доказанным для Евангелия от Марка, очень возможно,
является таковым и для других текстов Нового Завета, которые, со своей стороны,
без сомнения, подверглись исправлениям, купюрам и добавлениям такого же
порядка, которые могли только исказить первоначальное его значение.
Честное слово, как, рассматривая эти выводы объективно, в рамках нашего
исследования мы можем считать Евангелия в целом неопровержимыми? Но, так
как большая часть их действительно подлинна и является свидетельством из
первых рук событий, происшедших две тысячи лет назад в Палестине, мы решили
использовать их осторожно и осмотрительно, стараясь лак можно более строго
отделять вымысел от истины, вырывая ее из условных форм, в которые она,
конечно, была запрятана. Но для этого сначала нужно было познакомиться с
исторической действительностью Святой Земли в момент появления христианства,
ибо Евангелия были лишь пустыми сосудами, плывущими вне времени по океану
веков. Так же как и у многих других исторических документов - рукописей
Мертвого моря, поэм Гомера или Вергилия и романов о Граале - их корни могут
уходить лишь в точное место и в определенную эпоху. Очевидно, что они также
являются отражением жизни народа, зеркалом цивилизации и целого комплекса
специфических факторов.
Палестина во времена Иисуса.
Уже в I в. ситуация в Палестине отличалась нестабильностью и беспорядком, страна
была во власти бесконечных внутренних баталий, перемежающихся с настоящими
войнами, и ослаблена непрекращающимися сменами правящих династий, которые
поддерживали почти постоянные волнения.
8-14
225
Еврейское государство попыталось объединиться во II в. до н. э., но оно оставалось
хрупким, а в 63 г. до н. э. Святая Земля снова находилась в состоянии все
возрастающей анархии, отданная на растерзание вожделениям всех возможных
захватчиков.
Захватчик появился за пятьдесят лет до рождения Иисуса в лице Помпея, и
Палестина, таким образом, стала римской провинцией. Но Рим в то время был
слишком занят своей собственной судьбой, чтобы по-настоящему взять на себя
ответственность за судьбу своей новой и далекой колонии. И поэтому он доверил эту
заботу потомкам царей,