М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

римская администрация не могла открыто применить

репрессивные меры, способные вызвать огромное по своим масштабам восстание

евреев. Следовательно, для нее гораздо более разумным было сделать так, чтобы

этот человек был открыто предан своими же соотечественниками, и в этих целях

она, возможно, использовала услуги саддукеев. Тем не менее, остается очевидным

одно: Иисус был жертвой римской администрации, римского правосудия, римского

приговора, грубости римских солдат и казни, приготовленной исключительно

римлянами для врагов Рима. Иисус был рас-

247

пят не за преступления по отношению к евреям, за его деятельность, которая

угрожала римской империи.21

Подробности распятия. ,

6) До того, как быть казненным, Иисус смог родить ребенка, и, если ему удалось

выжить, то еще одного или нескольких. Но имеется ли серьезное доказательство

того, что он избежал смерти или того, что распятие было всего-навсего обманом?

Личность Иисуса, такая, какой она появляется В Евангелиях, делает распятие в

некотором роде необъяснимой вещью. Действительно, нам говорят, что его

главными врагами были влиятельные евреи из Иерусалима; но эти враги, которые

не нуждались ни в каком согласии Рима, чтобы побить его камнями, прекрасно

могли между собой решить уничтожить этого надоевшего им человека. Кроме того,

Иисус, как говорят Евангелия, не вступив в конфликт с римской властью, нимало не

нарушив ее законов, был, тем не менее, приговорен римлянами, согласно их эдиктам

и процедурам. Еще более удивительно то, что назначенной ему карой было распятие

- смерть, уготованная, как мы уже видели, тем, кто был виновен в преступлениях

против империи. Следовательно, не можем ли мы заключить, что Иисус не был

таким уж невинным в плане политическом, что и хотят сказать Евангелия, и что

тем или иным образом он спровоцировал гнев, но не евреев, а римлян?

Все равно, его смерть на кресте окружена противоречиями, и мы можем, забегая

вперед, сказать, что это распятие, как его описывают Евангелия, вовсе не имело

причин быть для Иисуса роковым.

В самом деле, римская практика распятия происходила технически очень точно

разработанным способом22. После приговора жертву бичевали, она теряла много

крови и очень скоро приходила в состояние сильной слабости. Потом его руки либо

привязывали ремнями, либо чаще прибивали гвоздями к тяжелой горизонтальной

балке, ложившейся на шею и плечи. С этой ношей приговоренный направлялся к

месту казни, где эту балку вместе с жертвой поднимали и прибивали к

вертикальному столбу или колу.

Таким образом подвешенный за руки, распятый больше не мог дышать, если только

его ноги не были также прибиты к кресту-тогда он мог на него опереться, чтобы

приподнять грудь, освободить легкие и совершать слабые дыхательные движения. В

таких условиях, и особенно, если казненный отличался хорошим здоровьем, у него

был какой-то

248

шанс прожить еще один или два дня, находясь, правда, в состоянии, близком к

агонии. Так, некоторые казненные, у которых ноги имели хоть какую-то опору,

продолжали жить на кресте в течение некоторого времени, прежде чем умереть от

истощения, от жажды или, если гвозди были ржавыми, от заражения крови. Чтобы

прекратить страдания и ускорить смерть, жертве иногда перебивали ноги или

колени, как поспешили это сделать, согласно Евангелиям, палачи Иисуса. Это не

было продиктовано садизмом, но, наоборот, жалостью, в данный момент это было

убийством из милости , чтобы ускорить смерть; давление на грудь жертвы быстро

становилось невыносимым и быстро влекло за собой полное удушье.

Сегодня все заставляет верить, что автор четвертого Евангелия был из них всех

единственным очевидцем распятия. Как он утверждает, ступни Иисуса были

прибиты к кресту, что позволяло ему кое-как дышать, и ноги не были перебиты.

Теоретически он мог прожить еще достаточно • долго;

но едва его подняли на крест, спустя всего несколько часов, к нему приходит смерть,

и сам Пилат в Евангелии от Марка (XV, 44) удивляется, что Христос так быстро

умер.

Отчего же умер Иисус? Не от удара копьем, так как четвертое Евангелие уточняет

(XIX, 33), что к этому моменту он уже был мертв. Тогда от истощения, от грубого

обращения, которые он перенес? Возможно, но не обязательно, ибо ^все эти условия,

вместе взятые, не влекли неизбежную смерть, по крайней мере, так быстро. Но кое-

что еще кажется подозрительным. Почему, согласно тому же четвертому Евангелию,

вот-вот собираясь перебить ему