римской оккупации, вторые же, напротив,
очень хорошо приспособились к при-
263
сутствию римлян. Иисус же, не будучи в действительности фарисеем, был,
бесспорно, отмечен их традицией10.
Эта сдержанность евангелистов, повидимому, может объяснить вполне понятная их
забота об осторожности. Зато их абсолютное молчание по поводу зелотов,
воинствующих и революционных националистов, плохо объяснимо, и даже римский
читатель мог бы удивиться, не увидев в евангельских текстах и тени его злейших
врагов. Существовала ли в этих условиях правдоподобная причина такого
умолчания? Кажется, профессор Брэндон нашел ответ11: Иисус, возможно, был
тесно связан с зелотами, и Евангелия, чтобы избежать опасности скомпрометировать
его, предпочли обойти этот сюжет и умолчать о нем окончательно.
Иисус, конечно, был распят как зелот, окруженный другими lestai - термин,
которым зелотов обозначали римляне. Впрочем, некоторые отрывки из Евангелий
со своей стороны показывают его горячность и милитаристскую агрессивность,
достойные зелотов. Не объявляет ли Иисус, что он принес не мир, но меч? Не
приказывает ли он каждому обзавестись своим собственным мечом (Лука, XXII, 36)?
И далее: после празднования Пасхи не считает ли он сам мечи в руках своих
учеников (Лука, XXII, 38)? Наконец, до самого его ареста Симон Петр в четвертом
Евангелии тоже вооружен, и такой его образ, надо признать, плохо соотносится с
образом мирного спасителя, которого мы знаем, который принципиально не мог
допустить, чтобы один из его любимых учеников рядом с ним потрясал мечом.
Но был ли Иисус зелотом? Вероятно, нет, но, без сомнения, он имел тесные связи с
этим революционным движением. Варрава описан как lestai, Иаков, Иоанн и Симон
Петр, по всей видимости, тоже пользовались симпатией среди зелотов и, быть
может, сами являлись ими, судя по именам, под которыми они выведены в
Евангелиях; Иуда Искариот,- впрочем, это известно,- есть искаженное Иуда Си-
карий , то есть зелот ; в особенности этим термином обозначали элиту
профессиональных убийц; наконец, ученик, известный под именем Симон в
греческом переводе текста от Марка назван Kananaios - эквивалент арамейского
слова, означающего также зелот . (Иногда встречается ошибочное выражение
Симон Ханаанеян , но Лука не оставляет никаких сомнений на этот счет и говорит
о Симоне Зелоте).
Итак, зелоты в Евангелиях отсутствуют. Но не они одни:
отсутствуют также и ессеи. Так как они составляли секту такую же важную, как
фарисеи и саддукеи, то немыслимо, чтобы Иисус мог о них не знать; считается, что
Иоанн Креститель сам был ессеем. Итак, мы вынуждены констатировать, что
исключение их из Евангелий обусловлено теми же
264
причинами, что и исключение зелотов: Иисус находился в тесном контакте с ними,
все это знали, и в этих условиях было для евангелистов предпочтительнее хранить
молчание и нигде о них не упоминать.
Известно, что с самого их возникновения около 150 г. до н. э. ессеи основали
множество общин в Палестине и за ее пределами. Их чтение Ветхого Завета
сопровождалось толкованием текстов больше аллегорически, чем буквально, и они
имели тенденцию отбрасывать условный иудаизм в пользу некоей формы
гностического дуализма, смешанного с идеями пифагорейцев и культом солнца.
Очень искушенные в терапевтических науках, они были известны своими
знахарскими талантами, аскетизмом, а также длинными белыми одеждами, которые
они никогда не снимали.
Знаменитые рукописи, найденные в Кумране, считаются сегодня принадлежавшими
ессеям, и действительно, одна из общин аскетов, располагавшаяся вблизи Мертвого
моря, имела с ними очень много общего: одинаковые элементы дуалистической
теологии, одинаковое значение, придаваемое приходу мессии, помазанника и
потомка Давида12, одинаковый календарь - сходный также с четвертым
Евангелием,-устанавливающий на среду, а не на пятницу праздник Пасхи - то есть
учение во многих аспектах идентичное. Этот последний момент показался нам очень
важным, ибо он позволяет предположить, что Иисус знал членов Кумранской
общины и что впоследствии их доктрина вдохновила его на выработку своей; быть
может даже, как считает один из специалистов по рукописям Мертвого моря, их
толкование Ветхого Завета послужило ему путеводителем в соответствии с их
надеждами на мессию, как можно увидеть в текстах этого древнего союза13.
Но не только в его учении и в его даре целителя мы встречаем следы ессейского
влияния на личность и существование