М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

римской оккупации, вторые же, напротив,

очень хорошо приспособились к при-

263

сутствию римлян. Иисус же, не будучи в действительности фарисеем, был,

бесспорно, отмечен их традицией10.

Эта сдержанность евангелистов, повидимому, может объяснить вполне понятная их

забота об осторожности. Зато их абсолютное молчание по поводу зелотов,

воинствующих и революционных националистов, плохо объяснимо, и даже римский

читатель мог бы удивиться, не увидев в евангельских текстах и тени его злейших

врагов. Существовала ли в этих условиях правдоподобная причина такого

умолчания? Кажется, профессор Брэндон нашел ответ11: Иисус, возможно, был

тесно связан с зелотами, и Евангелия, чтобы избежать опасности скомпрометировать

его, предпочли обойти этот сюжет и умолчать о нем окончательно.

Иисус, конечно, был распят как зелот, окруженный другими lestai - термин,

которым зелотов обозначали римляне. Впрочем, некоторые отрывки из Евангелий

со своей стороны показывают его горячность и милитаристскую агрессивность,

достойные зелотов. Не объявляет ли Иисус, что он принес не мир, но меч? Не

приказывает ли он каждому обзавестись своим собственным мечом (Лука, XXII, 36)?

И далее: после празднования Пасхи не считает ли он сам мечи в руках своих

учеников (Лука, XXII, 38)? Наконец, до самого его ареста Симон Петр в четвертом

Евангелии тоже вооружен, и такой его образ, надо признать, плохо соотносится с

образом мирного спасителя, которого мы знаем, который принципиально не мог

допустить, чтобы один из его любимых учеников рядом с ним потрясал мечом.

Но был ли Иисус зелотом? Вероятно, нет, но, без сомнения, он имел тесные связи с

этим революционным движением. Варрава описан как lestai, Иаков, Иоанн и Симон

Петр, по всей видимости, тоже пользовались симпатией среди зелотов и, быть

может, сами являлись ими, судя по именам, под которыми они выведены в

Евангелиях; Иуда Искариот,- впрочем, это известно,- есть искаженное Иуда Си-

карий , то есть зелот ; в особенности этим термином обозначали элиту

профессиональных убийц; наконец, ученик, известный под именем Симон в

греческом переводе текста от Марка назван Kananaios - эквивалент арамейского

слова, означающего также зелот . (Иногда встречается ошибочное выражение

Симон Ханаанеян , но Лука не оставляет никаких сомнений на этот счет и говорит

о Симоне Зелоте).

Итак, зелоты в Евангелиях отсутствуют. Но не они одни:

отсутствуют также и ессеи. Так как они составляли секту такую же важную, как

фарисеи и саддукеи, то немыслимо, чтобы Иисус мог о них не знать; считается, что

Иоанн Креститель сам был ессеем. Итак, мы вынуждены констатировать, что

исключение их из Евангелий обусловлено теми же

264

причинами, что и исключение зелотов: Иисус находился в тесном контакте с ними,

все это знали, и в этих условиях было для евангелистов предпочтительнее хранить

молчание и нигде о них не упоминать.

Известно, что с самого их возникновения около 150 г. до н. э. ессеи основали

множество общин в Палестине и за ее пределами. Их чтение Ветхого Завета

сопровождалось толкованием текстов больше аллегорически, чем буквально, и они

имели тенденцию отбрасывать условный иудаизм в пользу некоей формы

гностического дуализма, смешанного с идеями пифагорейцев и культом солнца.

Очень искушенные в терапевтических науках, они были известны своими

знахарскими талантами, аскетизмом, а также длинными белыми одеждами, которые

они никогда не снимали.

Знаменитые рукописи, найденные в Кумране, считаются сегодня принадлежавшими

ессеям, и действительно, одна из общин аскетов, располагавшаяся вблизи Мертвого

моря, имела с ними очень много общего: одинаковые элементы дуалистической

теологии, одинаковое значение, придаваемое приходу мессии, помазанника и

потомка Давида12, одинаковый календарь - сходный также с четвертым

Евангелием,-устанавливающий на среду, а не на пятницу праздник Пасхи - то есть

учение во многих аспектах идентичное. Этот последний момент показался нам очень

важным, ибо он позволяет предположить, что Иисус знал членов Кумранской

общины и что впоследствии их доктрина вдохновила его на выработку своей; быть

может даже, как считает один из специалистов по рукописям Мертвого моря, их

толкование Ветхого Завета послужило ему путеводителем в соответствии с их

надеждами на мессию, как можно увидеть в текстах этого древнего союза13.

Но не только в его учении и в его даре целителя мы встречаем следы ессейского

влияния на личность и существование