поэтапно ведут
посвященного к более высокому уровню сознания и знания. Эти этапы могут быть
по-разному воспроизведены, но они скрывают одну и ту же единственную
реальность. Так, Тиферет - степень этого посвященческого действия, когда
индивидуум, покидая мир форм, проникает в мир абстракций, возвышается над
своим я , выражаясь современным языком; Убивая свое я , жертвуя им в какой-
то степени, он превосходит свою собственную личность, чтобы возродиться в другом
мире, в мире совершенных гармонии и единения; христианская адаптация
кабалистической науки ассоциирует этот Тиферет с личностью Иисуса.
Во времена Средневековья многие специфические символы были связаны со
степенью Тиферет кабалистического посвящения. Среди них фигурируют
отшельник, проводник или старый мудрец, король, ребенок, принесенный в жертву
бог30, к которым позже добавятся усеченная пирамида, куб, красный крест.
Бесполезно уточнять явные связи, существующие между этими аллегорическими
знаками и романами о Граале; например, старый и мудрый отшельник, дядя
Парцифа-ля, или Персеваля, и его духовный проводник; куб-возможный камень*
фон Эшенбаха; и особенно, как бы за различными проявлениями Грааля в
Перлесваусе - последовательные этапы посвящения в степень Тиферет .
Таким образом, можно видеть, что Грааль и Кабала сближаются в одном и том же
индивидуальном действии, стремящемся к совершенству. Грааль, вначале
являющийся христианским символом, мало-помалу превратился в символ
еврейский31.
213
...Где мы играем со словами...
Итак, юный рыцарь в течение серии испытаний на прочность посвящается в тайну
исключительной важности. Эта тайна находится под охраной ордена - рыцарского
на первый взгляд, но также связанного с этой особенной семьей. То ли в результате
брачного союза, то ли по праву наследования, то ли по обеим причинам
одновременно, герой становится сеньором Грааля и его мира ...
Вот вкратце основная сюжетная линия романов о Граале, и снова мы должны
констатировать значение, которое придается понятиям рода и наследства, потомства
и генеалогии. Также удивительно видеть, что эти скорее абстрактные понятия
сталкиваются и пересекаются с некоторыми историческими реалиями нашего
расследования, например, с домом герцогов Анжуйских, с Гиллемом де Желлоном
или, опять же, с Годфруа Бульонским. В этих условиях можем ли мы предположить,
что Сионская Община или Ренн-ле-Шато тоже связаны с Граалем? Неужели мы, не
подозревая об этом, идя по следам Персеваля, вели наши собственные поиски
современного Грааля? К какому удивительному открытию мы приближались? Куда
же, наконец, увлекал нас Святой Грааль ?
Saint Graal... San Graal... разные названия одного и того же и единственного символа;
выражение Sangraal или, как у Мэлори, Sangreal одинаково часто употреблялось
в первых версиях романов, ему посвященных. Но, если правильно расчленить это
слово, как оно не было расчленено в последующих версиях, мы получим уже не San
Graal , a Sang Raal или Sang Real , что на. современном языке означает ни что
иное, как Sang Royal - королевская кровь ... '
Итак, мы снова вернулись к понятию потомства, королевского потомства, и Грааль,
являясь кроме всего прочего, чашей, мог содержать в себе кровь, кровь какого-то
рода. Но о чьей крови шла речь и о каком роде?..
Потерянные короли и Грааль.
В одно время с романами о Граале во Франции и в Германии конца XII в. и начала
XIII в. появлялись другие и многочисленные произведения, ставшие такими же
знаменитыми. Таковы Тристан и Изольда - шедевр великого эльзасского поэта
Готфрида Страсбургского, Эрек и Энида Кретьена де Труа, или же куртуазные
романы Хартмана фон Ауэ, которые, не будучи явно посвящены Граалю,
развивались в одно и то же историко-мифическое время, ибо в разной степени в них
затрагивается тема короля Артура. А Ар-
214
тур, как мы знаем, жил в конце V - в начале VI вв., то есть в расцвет меровингской
эпохи, и был современником Хлодвига, который был тогда на вершине славы,
разделяя с королевским родом одинаковое название Урсус - Медведь , и вместе
с ним, быть может, часть тех сил, которые ему приписывались.
Но эпоха Меровингов - фон романтических циклов, посвященных Артуру и
Граалю,- послужила также декорацией к литературе, вдохновленной другими и
самыми разными событиями, например, написанной во времена крестовых походов.
Это случай знаменитого немецкого эпоса Песнь о Нибе-лунгах , в котором в