Иисуса.
Действительно, ессеев было легко выделить из толпы по их белым одеждам,
которые не в обиду будь сказано многочисленным современным режиссерам и
художникам, вовсе не были широко распространены в Святой Земле. В тайном
Евангелии от Марка белое одеяние было неотделимо от идеи ритуала, и если Иисус
председательствовал на таинствах посвящения весь одетый в белое, в Вифании или
в другом месте, то можно быть уверенными, что речь шла о церемонии ессейского
характера. Впрочем, и в четырех официальных Евангелиях мы находим такое же
понятие о белых одеждах, а именно: после распятия, когда тело Иисуса чудесным
образом исчезло, могилу занимает некто в белом. Точно такая же характеристика и
у Матфея (XXVIII, 3), где речь идет
265
об ангеле, одеяние которого тоже белое как снег , также и у Марка (XVI, 5):
молодой человек, одетый в белое . Что касается Луки (XXIV, 4), то он говорит о
двух мужах в ослепительных одеждах , и четвертое Евангелие, в свою очередь,
упоминает о двух ангелах в белых одеждах . Два из этих четырех рассказов, кроме
того, намекают не на сверхъестественных существ, а на смертных и неизвестных
ученикам людей, по всей вероятности, ессеев. В самом деле, можно предположить,
что Иисус был снят с креста в состоянии крайней слабости, ему была необходима
забота лекаря, и, следовательно, нужно было призвать одного из ессеев, таланты
которых в этой области были признаны во всей Святой Земле. Даже если Иисус
казался совсем умершим, само собой разумеется, что требовалось вмешательство
одного из самых квалифицированных специалистов этого дела.
Согласно нашей гипотезе, фальшивое распятие было организовано при согласии
Пилата, на земле, находящейся в частной собственности, некоторыми сторонниками
Иисуса. Не адептами миссии , а покровителями его потомства; его собственная
семья^ близкие друзья, члены его ближайшего окружения. Может быть, они имели
связи с ессеями, может быть, они сами были ессеями, но все равно, они были
единственными, кто знал об этой хитрости, о которой не знали все остальные
сторонники Иисуса, адепты миссии , представленные Симоном Петром.
Перенесенный в могилу, предоставленную Иосифом из Аримафеи, Иисус нуждался в
медицинском уходе, что и объясняет присутствие одного или двоих ессеев. Также
позже надо было поставить у могилы некое второстепенное лицо, обязанностью
которого было успокоить адептов миссии , объяснить отсутствие Иисуса его
друзьям и предупредить обвинение в воровстве и осквернении могилы, которое эти
последние не преминули бы бросить римлянам, не заботясь о том, что это может
спровоцировать дипломатический инцидент.
Действительно ли сценарий разворачивался таким образом? Ничто этого не
подтверждает, но одно остается определенным: это связь, существовавшая между
Иисусом и зелотами с одной стороны и Иисусом и ессеями с другой, несмотря на
заметные, если не сказать противоречивые, различия, по крайней мере, на первый
взгляд, характеризующие две общины: первые, как мы уже видели, были
агрессивными, придирчивыми, готовыми на любой акт насилия, чтобы защитить
свои убеждения, а вторые-безмятежные пацифисты, отрешенные от всяких
политических стычек. Однако, зелоты, будучи группой политических заговорщиков,
а не религиозной сектой, насчитывали в своих рядах не только фа-
266
рисеев, враждебных римлянам, но и много ессеев, способных доказать свой
патриотизм, когда это было нужно.
Впрочем, связи между зелотами и ессеями явно проявляются в работах Иосифа,
который рассказывает почти все, что сегодня известно о Палестине в I в.
Родившийся в 37 г. в большой еврейской семье Иосиф бен Меттафий был назначен
губернатором Галилеи в начале бунта 66 г., когда он принял командование
войсками, противостоявшими римлянам. Но, захваченный вскоре в плен
Веспасианом, он изменил своим убеждениям и стал ярым коллаборационистом,
принял римское гражданство под именем Иосифа Флавия и бросил свою жену ради
богатой римской наследницы. Затем он получил от императора различные щедрые
дары, например, личные апартаменты в императорском дворце и земли,
конфискованные у евреев. В 100 г., в год его смерти, появились первые из его
многочисленных хроник. Его книга Иудейская война , источник многих
позднейших трактатов, предлагает нам подробный рассказ о восстании, происшедшем
между 66 и 74 гг., и о его гибельном конце, а также об обстоятельствах разрушения
Иерусалима, разграбления Храма и, наконец, о падении в 74 г.