ведь Вольфрам фон Эшенбах помещает действие своей поэмы во Франции, а двор
Артура, Ка-мелот, в противовес некоторым будущим летописцам, в На-нте, на
западной границе старого меровингского королевства в самом цвете его славы.28
В одной из рукописей Кретьена де Труа Персеваль, напротив, заявляет, что родился
в Скаудоне или Синадоне , в горах; согласно Вольфраму фон Эшенбаху, герой
явился из Валейса . Очень соблазнительно было бы отождествить - и вскоре это
было сделано - Валейс (Waleis) и Уэльс (Wales), страну гэльцев, а Синадон со
Сноудоном. Но как объяснить тогда, что в различных романах о Граале персонажи
курсируют между Валейсом и двором Артура в Нанте и другими областями Франции,
не пересекая нигде никакого водного пространства и слыша повсюду один и тот же
язык? Это пренебрежение со стороны многих авторов или просто ложный путь, ибо
Валейс не соотносится с Уэльсом?
Не имеем ли мы дело с названием Валуа (Valois), регионом старой Франции на
левом берегу Уазы? Но, в свою очередь, Валуа имеет, в основном, плоскую
поверхность, несравнимую с описаниями Вольфрама, и поэтому
terre choisie - избранная земля (фр.).
на нем не следует серьезно настаивать. Тогда, после многочисленных поисков на
ощупь, Валейс был помещен в горном районе, подходящем под все описания. Это
Вале (Valais) в Швейцарии, на берегу озера Леман, к востоку от Женевы. Что
касается Синадона, то это был Сидоненсис, древняя столица Вале, современное
название которой звучит не иначе, как... Сьон.
Таким образом, следуя Вольфраму, можно установить, что двор Артура находился в
Бретани, в районе Нанта, и что Парцифаль мог родиться в Швейцарии. Ну а семья
Грааль? А замок?
Вольфрам фон Эшенбах ответил на оба вопроса в очень важном своем произведении,
не законченном при жизни - Младший Титурель , в которое он вносит множество
уточнений по поводу генеалогии Грааля и размеров, материалов, конфигурации его
замка, например, часовни, круглой, как часовня тамплиеров. А замок расположен в
Пиренеях.
Наконец, одна из последних поэм Вольфрама, также незаконченная, Виллехальм
( Willehalm ), посвящена Гиллему де Желлону, меровингскому главе маленького
княжества близ Пиренеев. В ней он приобщен к семейству Грааль29 И,
единственный из всех персонажей поэмы, может быть идентифицирован в
историческом плане. И однако. Вольфрам фон Эшенбах в своих произведениях
показывает себя удивительно точным. В данном случае, кажется, он ссылается на
нескольких реальных индивидуумов, а не мифических или вымышленных, на
семью, существовавшую в действительности и, что вполне естественно,
собравшуюся вокруг Гиллема де Жел-лона. Парцифаль был признанием того, что
автор кое-что скрывает, не будем это забывать. По нашему мнению, мы имеем дело
не с простым романом, а с произведением по-священческим , располагающим
некоторыми тайнами, раскрыть которые должен суметь читатель.
Грааль и Кабала.
Итак, для Вольфрама фон Эшенбаха, еще более, чем для анонимного автора
Перлесвауса , Грааль определяется как символ внутреннего опыта, состояния
бытия и сознания, включая в себя поиск и превращение, озарение, мистическую
связь. Здесь можно говорить о посвященческом действии и, перенеся его в
гностический контекст, который ему, естественно, присущ, увидеть в нем
специфическое выражение кабалистической мысли. Она же в ту эпоху, когда
появились на свет романы о Граале, уже была широко распространена;
в Толедо, где Киот Провансальский услышал историк) о Гра-
212
але, имелся знаменитый центр по ее изучению; имелись и другие центры в Жероне,
Монпелье и в различных других городах юга Франции. Но еще один - и это крайне
важная деталь - имелся в Труа, в 1070 г., во времена Годфруа Буль-онского, и
управлял им Раши, самый знаменитый средневековый кабалист.
Так как в пределах этой главы невозможно подробно рассказать содержание Кабалы,
удовольствуемся тем, что определим ее связи с романами, посвященными Граалю.
Скажем лишь несколько слов, чтобы коротко напомнить, что Кабала - это
специфическое еврейское эзотерическое и символическое толкование библейских
текстов. Но на языке оккультизма этот термин стал синонимом метафизического
действия, мистического опыта, в ходе которого сознание подвергается циклу
испытаний и превращений, действия, которое можно найти также, например, в
индийских религиях, буддизме и даоизме, и в некоторых формах йоги и дзена.
Кабалистический опыт включает серию ритуалов, которые