поисков мы встречались, сталкивались и расходились с
темой, которая возвращалась-через определенные промежутки времени, но очень
ненавязчиво, чтобы не привлекать нашего внимания. Это тема Святого Грааля.
Святой Грааль... Предполагаемое сокровище катаров, сохраненное мужественными
рыцарями Храма, воспетое знаменитыми романами, родившимися при дворе графов
Шампанских, которые сами были тесно связаны с основанием ордена Храма...
Грааль, облеченный той же таинственной властью, как и обладатели головы,
которой поклонялись тамплиеры во время церемоний; слывущий источником
всякого богатства и плодородия на земле.
Мы снова встретились с ним в более близкое к нам время- в конце XIX в.- в
оккультных кружках Жозефена Пеладана
196
и Клода Дебюсси. И снова, углубляясь во Время, мы замечали, что Грааль опять
притягивает лишь к себе одному безграничную и фантастическую тень чудесного
цикла средневековых романов, носящего его имя; безусловно, это цикл легенд, но он
носит отпечаток реальности: Годфруа Бульонский стал сыном Лоэнгрина, рыцаря с
лебедем, а отцом Лоэнг-рина был Парцифаль, или Персеваль - в разных странах это
имя произносили по-разному. Наконец, мы обнаружили Грааль на юге Франции, в
землях, принадлежавших средневековому принцу Гиллему де Желлону, другу Карла
Великого, а также под пером Вольфрама фон Эшенбаха, который объявляет своего
героя потомком одного очень таинственного семейства...
Были ли эти регулярные появления в наших поисках случайными или же, напротив,
они являлись выражением одной из их основных составляющих? Каковым бы он ни
был, этот Грааль, но был ли он связан с загадкой Ренн-ле-Шато? Но тогда чем же
именно он был? 'Существовал ли он на самом деле или же это была всего лишь
химера, мечта, порожденная ненасытным воображением Средних Веков,
вскормленных мистикой? Или он был использован как символ какой-то более или
менее конкретной истины, которую трудно было определить и очертить ее границы?
Все это были захватывающие вопросы и радужные перспективы, которые, к
несчастью, грозили увлечь нас слишком далеко в сферы обманчивых умозрительных
рассуждений. Но, по крайней мере, мы могли, может быть, хоть на несколько
мгновений остановиться на романах, посвященных этой легенде, многочисленных
романах, сложных по своей сути, поднимающих множество вопросов.
По одним источникам, Грааль был кубком, которым пользовались Иисус и его
ученики во время тайной вечери; по другим - он был чашей, в которую Иосиф из
Аримафеи собрал кровь Иисуса, пригвожденного к кресту. Третьи считают, что он
был и тем, и другим одновременно. Однако, нас насторожил один момент. Если
Грааль существовал и был так тесно связан с личностью Иисуса, то почему в
течение более чем тысячелетия о нем молчали? Почему ни малейшего следа его нет
ни в фольклоре, ни в устных преданиях первых десяти веков нашей эры? Был ли он
в течение всего этого времени если не утерян, то, по крайней мере, забыт или
сознательно изъят из недр человеческого сознания?
Даже принимая то, что этот священный предмет, трудно-определяемый, но так
близко касающийся христианской веры, мог исчезнуть таким образом, то как можно
объяснить то, что он внезапно вновь появился на поверхности земли, а именно: в
самый разгар эпохи крестовых походов, в тот са-
197
мый момент, когда франкское королевство в Иерусалиме находилось в своем апогее,
когда орден Храма был на гребне своей власти, а ересь катаров была наиболее
сильна и грозна, чем когда-либо?
Цикл романов о Граале должен был помочь нам понять, было ли это случайным
стечением обстоятельств или же, напротив, повторяющиеся появления этого
таинственного мифа на нашем пути имели свой смысл.
Легенда о Святом Граале.
Литературное происхождение ее, связанное с основным циклом смен времен года и с
их вечным возвращением, является, главным образом, языческим. Несомненно, в
начале его лежит некое подобие культа природы, вдохновленного прямо или
косвенно тайнами, окружающими на Ближнем Востоке Таммуза, Аттиса, Адониса
или Озириса. Со своей стороны, галльская и скандинавская мифологии изобилуют
намеками на смерть, возрождение и возобновление, на этот постоянный цикл то
бесплодной, то плодородной земли. В XIV в. это центральная тема английской поэмы
Сэр Ивэйн и зеленый рыцарь ; это также тема Мабиногиона - одного из самых
выдающихся прозаических произведений галльского Средневековья, современного
французским артуровским рассказам, но дополняющего