кое-
какие секретные сведения о Граале...
Что касается Флегетаниса, то все заставляет нас верить, что если Киот
Провансальский существовал в действительности, то и он тоже должен был
существовать. В крайнем случае, всегда можно думать, что либо Эшенбах, либо Гиот,
либо оба вместе придумали его со всеми его характерными чертами с вполне
определенной целью.
205
В своей истории о Граале Вольфрам фон Эшенбах важное место отводит
тамплиерам, ибо они являются хранителями Грааля и его семейства. Конечно, здесь
вполне может идти речь о той свободе, которой в ту эпоху пользовались поэты, не
слишком требовательные к хронологии, но не следует забывать о том, что и
Перлесваус содержал много намеков на тамплиеров. Было бы очень удивительно,
если бы автор Перлесвауса и автор Парцифаля были бы оба виноваты в одном и
том же несоблюдении хронологии; зато более вероятно то, что, приобщая так явно
орден Храма к тайнам Грааля, они оба пытались заставить нас что-то понять. Ведь
если тамплиеры были представлены как хранители Грааля, то это значит, что он
существовал не только во время короля Артура, но и в эпоху крестовых походов,
когда были написаны романы. Следовательно, Грааль не принадлежал только
прошлому. Он был также частью современной действительности, и именно это
сообщение было общим для обоих романов.
Как мы видим, фон в поэме Эшенбаха имеет очень большое значение, и роль
тамплиеров, так же как и личности Киота и Флегетаниса могли бы - по крайней
мере, мы на это надеялись - прояснить тайну Грааля. Но, к сожалению, ничего
полезного в тексте Парцифаля на этот счет мы не нашли: автор утверждает,
описывает, но в конечном счете никогда ничего не объясняет, довольствуясь только
тем, что настаивает на серьезности своего произведения, являющегося неким
подобием посвященческого документа в сравнении с фантастической сказкой,
придуманной Кретьеном де Труа. Тайны Грааля, напоминает он без экивоков,
скрывают различные явления действительности, спрятанные за внешними
проявлениями; нужно уметь читать между строк, ибо то, что там скрывается, может
иметь серьезные последствия; но нужно также быть достойным этого, ибо Грааль
открывается не всем. Это-тайна, и он должен оставаться тайной:
... Ибо никто не может найти Грааль, не будучи так любим Небесами, что они сверху
указывают на него, чтобы принять в свое окружение15... . Его охраняют те, на кого
указал сам Бог16 ... Что же такое Грааль для Вольфрама фон Эшенбаха? Во-первых,
и в особенности, это таинственный предмет, едва замеченный Кретьеном де Труа:
... Она была одета в аравийские шелка. На зе'-леном бархате она несла такой
величественный предмет, равного которому не нашлось бы даже в Раю,
совершенную вещь, к которой нечего было прибавить и которая одновременно
являлась корнем и цветком. Этот предмет называли Граалем. Не бы-
206
ло на земле такой вещи, которую бы он не пре восходил. Дама, которой сам Грааль
поручил нести себя, звалась Репанс де Шой (Repance de Scnbye- <Не знающая
гнева ). Природа Грааля была такова, что тот, кто о нем заботился, должен был
быть человеком совершенной чистоты и воздерживался от всякой вероломной
мысли17 . Затем он становится неким подобием рога изобилия, заключающем в себе
все счастье и все радости мира:
Сто пажей получили приказ явиться с почте-
нием к Граалю и собирать хлеб, который они за тем уносили, завернув в белые
салфетки... Мне рас сказали и я повторяю вам..., что у Грааля сотра пезники
находили все кушанья, какие они могли
только пожелать, готовые совершенно к употребле-
нию...
Но, скажут мне те, кто меня слушает, никогда на земле не было видано ничего
подобного. Не* нужно ни в чем сомневаться. Ибо Грааль-это цве ток всякого
счастья; он приносит на землю такую полноту благодеяний, что его заслуги были
почти равны тем, каковые можно увидеть лишь в Царст вии Небесном18 . И здесь
все еще речь идет о земном, материальном и
без специфической власти предмете. Но позже Парцифадь
услышит из уст своего дяди-отшельника совершенно иное
определение Грааля, несущее в себе отзвук гностической
мысли;
Доблестные рыцари живут в замке Монсальваж, где охраняют Грааль. Это
тамплиеры, которые часто уезжают в далекие края на поиски приключений. Каков
бы ни был исход их битв, слава или унижение, они принимают его с открытым
сердцем, как искупление их грехов... Все, чем они кормятся, приходит к ним от
драгоценного камня, сущность которого-чистота...