М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

важное - одной из

глав Талмуда. Так, Салический закон, по крайней мере частично, и это доказано,

происходил из самой сердцевины традиционных иудейских законов, показывая этим,

что Меровингам, авторам

DC Migrantibus - О переселенцах (лат)

кодификации, не только были известны иудейские тексты, но что они имели к ним

доступ.

Септимания.

Тем не менее, мы вынуждены были признать, что этого открытия, на том же

основании, что и других, и каким бы интересным оно ни было, все равно не

достаточно для доказательства существования потомства Иисуса на юге Галлии,

которое затем породнилось с Меровингами. А так как эта эпоха не принесла нам

никаких определенных доказательств, то нам нужно было снова искать в другом

месте, быть может, в истории той династии, которая ей непосредственно пришла на

смену.

Действительно, мы помним, что меровингский род, замещенный на троне

Каролингами, не исчез окончательно, а выжил на юге Галлии, в независимом

княжестве Разес, которое существовало уже сто пятьдесят лет под управлением

знаменитого Гиллема де Желлона. И если, как мы уже видели, он был великим

героем своего времени, а также героем эпопеи Вольфрама фон Эшенбаха

Виллехальм , то он был прежде всего членом семейства Грааль, и именно в его

собственном окружении мы должны были найти, наконец, новые и определяющие

элементы, отсутствующие в нашем повествовании.

Среди владений Гиллема де Желлона, расположенных на северо-востоке Испании,

были Пиренеи и древний регион Септимании, ставший Разесом. Между VIII и IX вв.

Разес был поделен на три графства: Каркассон, Нарбонн и Ренн. Вспомним, что

княжество было населено многочисленными еврейскими колониями, которые в VI и

VII вв. поддерживали самые сердечные отношения со своими вестготскими

правителями, а те были тесно связаны с арианскими христианами, так что их равно

называли готами и евреями .

Однако с 711 г. положение евреев в Септимании начало серьезно ухудшаться.

Дагоберт II был убит, а его потомки были вынуждены жить, скрываясь, в районе

Разеса, вокруг Ренн-ле-Шато. Быть может, франкский трон был занят еще

представителями боковых ветвей меровингской династии, но настоящая власть

отныне была в руках майордомов, будущих Каролингов, которые, мало-помалу,

создавали при поддержке Рима свою собственную династию. Некоторые вестготы,

обращенные в католичество, начали преследовать евреев, которые тут же

среагировали, открыв объятия маврам, новым хозяевам Испании.

Испанским евреям неплохо жилось при мусульманских законах, они занимали

важные административные должности в

280

таких городах, как Гренада, Толедо и особенно Кордова. Европейская торговля,

получавшая живейшее одобрение, снова начала процветать, и живущие в

гармоническом единстве иудейская и исламская мысль расцветали в атмосфере

взаимного уважения и согласия.

В начале VIII в. мавры перешли через Пиренеи и проникли в Разес, где они были

хозяевами приблизительно с 720 по 759 г., недалеко от Редэ (Ренн), где, скрываясь,

жили внук и правнук Дагоберта II. Разес, ставший в то время самостоятельным

мавританским княжеством, со своей собственной столицей-Нарбонном, зависимый

от Кордовского эмирата, мог, таким образом, стать основным пунктом начала

нашествия на север, а затем на франкские территории, простирающиеся до Лиона.

Но Карлу Мартеллу, майордому и деду Карла Великого, остановившему

продвижение врага, к 738 г. удалось заставить мавров отступить до Нарбонна. Потом,

напрасно попытавшись осадить город, прекрасно защищаемый маврами и евреями,

он выместил злобу за неудачу на окрестностях столицы, которые он полностью

опустошил.

Однако, в 752 г. его сын Пепин Короткий заключил множество союзов с местными

сеньорами, и франки стали хозяевами Восточного и Северного Разеса. Только

Нарбонн еще семь долгих лет сопротивлялся их осаде - настоящий клин, вбитый в

грудь каролингской власти, который необходимо было срочно выбить. Пепин и его

последователи, сознающие эту слабость, попытались всеми доступными им

средствами оправдать и узаконить свои действия. Они вступили в союз с

выжившими членами свергнутой королевской династии, затем, как мы видели,

придали новое значение церемонии коронования, благодаря ритуалу помазания,

прерогатива на совершение которого принадлежала лишь Церкви, делающей

королей. Но, как считают некоторые историки, у этого ритуала имелся и другой

аспект: франкская монархия была лишь ответом, если не продолжением иудейской

монархии