М.Байджент Р.Лей Г.Линкольн

Священная загадка (Часть 2)

что в прошлом семейство

Грааль навлекло на себя божественный гнев, и намек на гнев Божий по отношению

к ним вызывает в памяти множество текстов, написанных в Средние Века о

евреях Он также вызывает в памяти таинственную работу, неотделимую от имени

Никола Фламеля. Священная Книга Авраама, Иудея, Принца, Священника,

Левита, Астролога и Философа Еврейского племени, которое вследствие гнева

Божьего было рассеяно среди галлов . Флегета-нис, предполагаемый автор

оригинального рассказа о Граале, был, если верить Эшенбаху, потомком Соломона. В

таком случае, вполне может быть, что семейство Грааль имело еврейское

происхождение

Было ли оно проклято в прошлом или нет, во времена Парцифаля оно открыто

наслаждается божественной милостью

и очень большой властью. Однако, оно не должно пйиотк-рывать свою личность:

Бог отправляет своих избранников тайно... . /

Как правило, женщины могут раскрывать свое п^тоисхож-дение, но мужчинам это

абсолютно запрещено, и они даже не должны разрешать ни одного вопроса на этот

счет. Это важная деталь, так как Вольфрам фон Эшенбах возвращается к ней в

конце своей поэмы:

На Граале появилась надпись. Она гласила: если когда-либо Бог укажет на одного

из тамплиеров, чтобы он стал царем другого народа, то этот рыцарь должен будет

потребовать, чтобы никто не пытался узнать ни его имени, ни из какой семьи он

происходит. Как только ему зададут подобный вопрос, он уйдет и не вернется .

Все это, естественно, приводит нас к Лоэнгрину, сыну Парцифаля, уехавшему от

своих на колеснице, запряженной лебедями, когда его жена спросила о его

происхождении. Снова вопрос: какова же все-таки причина подобной секретности?

Почему такая тайна вокруг семьи Грааль? Потому что она еврейского

происхождения? Но разве это объяснение? Действительно, история Лоэнгрина может

заставить думать так, ведь звали же иногда Лоэнгрина Гелиосом, но также Илией

или Эли27...

В романе Робера де Борона, так же как и в Перлесваусе , Персеваль принадлежит к

святому еврейскому роду Иосифа из Аримафеи; но, кажется, что для Вольфрама фон

Эшенбаха эти детали второстепенны и гораздо менее важны, чем средства,

использованные для того, чтобы показать себя достойным называться его потомком.

Прежде всего, Персеваль должен подчиниться требованиям своего рода -

требование, позволяющее оценить крайнюю значительность, придаваемую поэтом

этой крови.

Ибо все внимание Вольфрама фон Эшенбаха уделяется этой семье, роду Грааль. Он

придает ему особое значение. Он становится центральной темой Парцифаля и

других его произведений, захватывая весь его интерес, все его заботы, и его

хранители и их генеалогия в конце концов в его глазах имеют большее значение,

чем доверенный им таинственный предмет.

Сначала не так уж и трудно набросать генеалогическое древо... Герой - племянник

короля-рыбака Анфортаса, владельца замка Грааль, сам он является сыном

Фримутеля и внуком Титуреля. Затем род запутывается. Он, возможно, восходит к

некоему Лазильезу, быть может, Лазарю из Нового Завета, Брату Марты и Марии.

Что касается родителей Лазильеза, предков семьи Грааль, то их зовут Мазадан и

Тер-

делащой- немецкий эквивалент французского выражения terre choisie . Зато

происхождение Мазадана более неясно. Быть может, его имя происходит от Ahura

Mazda Зороаст-ры - дуалистического начала света, но его фонетика может

также-и скорее всего-вызвать в памяти Мазаду-бастион еврейского

сопротивления римскому завоеванию в 68 г. н. э.

К сожалению, имена членов семьи Грааль не могут сообщить нам ничего в плане

историческом. Нам уже давно известен главный ориентир этого рода в лице

Годфруа Бульонского, но о его предках, реальных или вымышленных, которые

хранили свое происхождение в глубоком секрете, мы не знаем ничего. Как мы уже

сказали, по Вольфраму фон Эшенбаху, Киот Провансальский нашел рассказ о Граале

в архивах дома герцогов Анжуйских, и в жилах самого Парцифаля текла Анжуйская

кровь. А Анжуйский дом, как мы помним, был тесно связан с тамплиерами и Святой

Землей. Фульк Анжуйский станет тамплиером (частично, по крайней мере), затем, в

1131 г., женившись на легендарной Мелузине, племяннице Годфруа Бульонского, он

станет королем Иерусалима. Наконец, согласно документам Общины , владетели

Анжу - Плантагенеты - были связаны с меровингским родом, и их имя, возможно,

было отзвуком имени Плант-Ар или Плантар.

Конечно, эти связи очень непрочны... но ими, тем не менее, нельзя пренебрегать,