мира. Это движение набирает силу в Западной Европе, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании и скандинавских странах. В Северной Америке имеется около 100 таких школ.
Даже тогда, в 1919 году, вальдорфские школы ставили перед собой четкую цель - воспитание свободных, творческих, независимых, нравственных, счастливых людей. Штайнер суммировал свои задачи таким образом:
Принимайте детей с благоговением, воспитывайте их с любовью, направляйте их вперед, к свободе. Как вы думаете, знал ли Штайнер о Детях Индиго! Он был по-настоящему дальновидным специалистом в том, что касается образования!
Ниже приводится выдержка из статьи доктора философии Рональда Е. Котзча (Kotzch), опубликованная в 1989 году в East-West Journal:
Попасть в вальдорфскую школу - все равно что пройти сквозь зеркало Алисы в чудесное Зазеркалье образования. Это - удивительный, иногда уводящий от привычных ориентиров мир сказок, мифов и легенд, музыки, искусства, физических опытов, пьес, разыгрываемых всем классом, и традиционных фестивалей; учебников, написанных и проиллюстрированных самими учениками, мир без экзаменов, классов, компьютеров или телевизоров. Короче говоря, это мир, где большинство стандартных идей американского образования перевернуты с ног на голову.
Вы можете получить дополнительную информацию, написав нам по адресу:
Association of Waldorf Schools of North America 3911 Bannister Rd.
Fair Oaks, CA 95628 (916) 961-0927 www.awsna.org Другие системы Некоторые из перечисленных ниже систем действительно глубоки по содержанию. Они не подпадают под классические категории дошкольного и школьного воспитания и образования, которые мы обсуждали ранее, но тем не менее дают фундаментальное образование. Одним из вопросов, привлекших к ним мое внимание, было то, насколько они интуитивны и просты. Чаще всего они бывают забыты, но вновь возвращаются к жизни людьми с внутренним прозрением. И снова мы повторяем, что здесь вашему вниманию представлены лишь считанные единицы из множества направлений, которые, безусловно, можно использовать прямо сейчас, получая при этом удивительные результаты.
Некоторые из этих направлений могут показаться странными, но мы предлагаем только те из них, которые абсолютно точно дают результат.
Воспитание любви - энергия сердца Мы с Джен проехали по всему миру с лекциями по психологической самопомощи.
Мы говорим об основах, которые обеспечивают наиболее здоровое отношение человека к жизни и здоровый дух, то есть проповедуем любовь к себе и другим. С помощью этой внушающей благоговение естественной энергии достигаются умиротворение и здоровье, личность становится сбалансированной, и человек даже живет дольше! Это - наше орудие, и мы обучаем пользоваться им везде.
Вы помните слова Роберта Оккера в разделе Дисциплина без наказания? Он сказал, что дети по вашим поступкам, проникнутым заботой, и намерению сочувствовать поймут, что делить вашу любовь с ними означает любить себя и благословлять то место, где все мы едины. Снова и снова в этой книге вы будете читать о Любви. А теперь разрешите представить вам человека, занимающегося исследованиями различных образовательных систем, за плечами которого имеются практические наработки в этой сфере.
С теплотой в сердце мы прочли небольшую статью в журнале Venture Inward о Дэвиде Мак-Артуре. Вместе со своим отцом Брюсом он написал и выпустил книгу под названием Разумное сердце. Д. Мак-Артур заведует кафедрой личностного развития и отделения религий при Институте Сердца (HeartMath) в Баулдер-Крик (Калифорния).
В книге Разумное сердце ясно и подробно рассказывается о том, что любовь - это ключ ко всему, о чем мы говорим. Кроме того, Д. Мак-Артур пишет, что сердце отвечает за распределение энергии между всеми центрами человеческого тела. Электромагнитные подписи сердца, помещенные в книге и сделанные с помощью электрокардиограмм, наглядно демонстрируют разницу сердечной деятельности в состояниях гнева и спокойствия. Хаотические паттерны эмоции гнева (инкогерентные спектры) сильно отличаются от упорядоченных и однообразных паттернов (когерентных спектров), присущих умиротворению.
Эта книга - о любви и о том, как сознательно перейти от хаотических паттернов к упорядоченным, то есть о процессе, который, как считают, рождается в мозге, но на практике вовлекает сердце, а точнее, эмоциональную чувствительность, которую мы называем нашим сердцем.
Удивительно полная информация, которая дается в книге, имеет практическую направленность. Она касается всех