Александр Зеличенко

Разговоры ученого с Учителем

у. Ты говорил уже о роли страданий в развитии. Но, честно говоря, тогда я не понял тебя. И сейчас снова...

Значит, все несчастья и страдания обрушиваются на человека для его же пользы?!

У. Что ж поделать -- человек часто согласен работать только из-под палки. Только когда ему плохо, он начинает шевелиться. А если все в порядке, он почивает на лаврах или греется на солнышке.

у. Но ведь одного только ощущения что-то не так достаточно, чтобы расшевелить человека...

У. Такое ощущение -- самый нежный способ подхлестнуть его. А когда человек толстокож и не чувствует своего что-то не так, нужны другие меры.

у. Страдания невинных?! Детские смерти?!!

У. Виновность или невиновность тут ни при чем. Страдания не наказания за провинность и не месть за грехи. А ранняя смерть, наоборот, избавляет от страданий. Смерть детей -- это страдания для родителей.

Но не пытайся разобраться в причинах страданий во всех случаях. Ты мало знаешь.

у. Значит, страдания не наказания?

У. И относиться к ним нужно не по-детски, а видеть в них Любовь и Заботу. Страдания -- такая же помощь в развитии, как и благоприятные обстоятельства.

у. И человек не может отличить хорошее от плохого и счастливого от несчастливого?

У. Дело не в этом: он не понимает, что ни хорошего, ни плохого нет вовсе. Или иначе -- что есть только хорошее.

у. Кажется, я начинаю понимать: несчастливые события оказываются, в конце концов, счастливыми, и наоборот. Например, несчастливая болезнь Преображает. Так было с Солженицыным. А счастливое богатство разводит с друзьями, развращает, ослабляет...

А в чем же тогда смысл успехов?

У. Как ты уже знаешь, успех -- это знак освоенности действия. А кроме того, иногда успех подтверждает, что человек движется в правильном направлении. Или -- обнажает бессмысленность желаний.

у. Это когда получаешь одно, второе, третье -- и убеждаешься, что ничего из полученного тебе не нужно. И понимаешь, что нужно на самом деле.

Понятно...

А что (или, может быть, Кто) определяет судьбу человека?

У. Прежде всего, багаж, с которым он прибывает на Землю.

у. То есть его раскрашенный способностями и заряженный нерешенными задачами кристалл духовной вещи...

Я понимаю, что духовная триада выстраивает человека изнутри:

разворачивается в способностях и других индивидуальных особенностях. Но чтобы определять судьбу, она должна выстроить и мир вокруг человека?..

У. Она и делает это начиная с рождения.

у. Не хочешь же ты сказать, что духовная триада видит сверху, куда именно ей спланировать?

У. Видит. Если тебе так понятнее.

у. Но как?!

У. Это для тебя не важно.

у. М-м...

Но если так, то остальное понятно. Ведь судьбу в очень большой степени определяют именно обстоятельства рождения: в какой семье родиться, родиться здоровым или больным и т.п.

Эти обстоятельства сразу же вгоняют человека в его колею -- каньон в кино. И многие годы ему из этой колеи-каньона не выбраться.

Уже рождение в определенной семье делает человека спокойным или нервным, богатым или бедным, образованным или невеждой, почитаемым или презираемым и т.д. А большие группы, к которым человек принадлежит от рождения, -- страна, этнос, класс -- распространяют на него и множество общественных приятностей и неприятностей: и богатств, и долгов.

Потом человека воспитывают -- лет двадцать, а иной раз и больше его накачивают культурным содержанием -- языком, нормами поведения, идеалами.

В общем, когда человек наконец получает возможность хоть как-то влиять на свою жизнь, он уже вполне запрограммирован: его решения и выборы предопределены и на самом деле ни решениями, ни выборами не являются.

И человек катится по своей колее, а когда она чуть расширяется -- еще и погромыхивает. И лишь на редких развилках совершает ответственные поступки.

И эти поступки доопределяют в его судьбе то, что не определила духовная триада при рождении?

У. Не все, но многое. Только ответственные поступки нельзя противопоставлять духовной триаде.

у. Потому что принятие ответственности впечатывает их в духовную вещь?..

А как влияют эти поступки на судьбу? В соответствии с кармическими законами? Последствия поступка возвращаются к человеку, как бумеранг:

изменения, которые он внес в чужую жизнь, ведут к таким же изменениям его собственной жизни -- он обманул, его обманут. Так?

У. Нет, конечно. Кармические законы не в соблюдении такой по-бухгалтерски наивной справедливости.

К человеку возвращаются задачи, идеи которых он носит в себе и которые не может