части старых представлений, таких, как день сменяет ночь или как законы Ньютона.
А кроме того, бутон старых истин распускается новыми. Во-первых, новый опыт требует новых идей. Так, например, наблюдения в микроскоп породили идеи о клеточном строении тканей. А во-вторых, появляются и мысли, которые по-новому осмысляют старый опыт, -- новые мысли о старом. Эти мысли отражают отношения между элементами старого и нового опыта. Те же наблюдения в микроскоп позволили открыть микроорганизмы (новый опыт), которые оказались возбудителями болезней (старый опыт), что привело к новому осмыслению множества медицинских проблем.
И это означает, что эзотерическое знание погружает привычные (и научные, и обыденные) представления в более широкий контекст. Эзотерические идеи, осмысляя расширенный эзотерический опыт, осмысляют и общедоступный опыт. Но делают это с большей высоты.
Так поэтому они отвечают на вопросы, на которые наука не знает ответа или которые она вообще не ставит -- потому что эти вопросы недоступны для науки из-за ограниченности ее опыта?
У. Конечно. Например, тонких миров в опыте науки нет. А в эзотерическом опыте есть.
у. Понимаю. Тем более, что наука сама сужает и без того узкий свой опыт, отказывая в реальности субъективному, единичному или невоспроизводимому.
Но ведь кроме новых мыслей о новом еще есть и старые мысли о новом, когда новый опыт подпирает старые пустые мысли -- слова, за которыми ничего нет. Таких пустых мыслей у человека множество. Например, пусты почти все мнения о хорошем, полезном и т.д. Пусты или почти пусты и многие научные теории (научные мифы), такие, как, например, теория Дарвина, или теория Большого взрыва, или десятки других теорий, в которые верят миллионы.
А новый опыт означивает пустые мысли, более или менее сильно меняет их и в конечном итоге превращает в настоящие мысли. Например, пока я не знаком с человеком, что бы я о нем ни думал с чужих слов -- все это пустые мысли. Но когда у меня появляется опыт общения с этим человеком, мысли о нем наполняются. Или я читаю описание неизвестной страны и формирую какое-то представление о ней. Но это представление будет отличаться и от представления автора текста, и от представления, которое сформируется у меня, когда я побываю в этой стране.
Теперь я начинаю понимать, почему я не мог извлечь Истину из эзотерических книг. Ведь текст оформляет не представления автора, а только их верхний этаж -- мысли. Чтобы сделать из текста представления, надо, прежде всего, привязать его к опыту.
А если мой опыт отличается от опыта автора, и воссозданное мною представление тоже неизбежно будет отличаться от авторского -- это представление о другой вещи. За пределами своего опыта я изначально был обречен на неудачу.
Но если можно извлечь из текста только те идеи, для которых есть опытная база, которые уже знаемы, хотя еще и не сформулированы, -- не этим ли объясняется тайность эзотерического знания?
У. Именно этим. Эзотерические идеи излагались тысячи раз. Но доступно из них только то, что остается после прохождения написанного через фильтр опыта.
у. А чтобы взять из книг больше, нужно расширить опыт? То есть -- изменить себя, начать жить новой (прежде всего во внутреннем плане) жизнью.
Так поэтому подъем по Лестнице Посвящения так труден?
У. Поэтому.
у. А действительно, вкус Истины в эзотерических книгах я почувствовал, когда обнаружил у себя часть опыта, которая согласовывалась с тем, что я читал. До этого я не относился серьезно к таким книгам и просто их не читал.
А когда слышал о ненормальном опыте, саркастически объяснял его патологией, истеричностью, шизоидностью или ставил еще какой-нибудь диагноз. Но когда я обнаружил ненормальный опыт в себе, первая же книга меня обратила.
Так значит, причины всех пороков эзотерических книг -- в неспособности читателя воссоздать представление автора?
У. В основном. Хотя и сами представления авторов о Мире и неполны, и неодинаковы.
у. Понятно. Конечно, даже их замыслы -- это только части Всезнания, у каждого автора свои. А из этой части текст оформляет только немногие отношения. И неполная мысль сжимается тем больше, чем богаче она была.
Не в этой ли усушке причина того, что в любом эзотерическом тексте есть большая недоговоренность, а многие важные вопросы просто опущены?
У. И в ней тоже. Хотя часто для автора важно не то, что кажется важным читателю. Тем более, что часто читателю кажутся важными вопросы, ответы на которые он пока не способен понять.
у. Но запись не только сушит,