Наше внимание будет всецело отдано человеку и его психологическим реакциям и сконцентрируется на качественных типах форм в трёх направлениях: на дочеловеческих царствах природы, на тех, с кем он связан в человеческом семействе, а также на ведущей Иерархии и мире душ. Семь лучевых типов должны рассматриваться исключительно в отношении человека, ибо задача данного трактата – дать новый подход к человеку через понимание семи энергий с их сорока девятью дифференциациями, которые оживотворяют человека и делают его тем, что он есть. Позднее, когда мы приступим к разбору 20] каждого лучевого типа, мы подвергнем человека тщательному анализу и исследуем его реакции в этих трёх направлениях.
Семь Лучей представляют собой семь силовых потоков, исходящих из центрального энергетического вихря после (во времени) его зарождения. Дух и материя приходят во взаимодействие и начинается процесс становления формы, или явления, Солнечной системы – процесс, приводящий в конечном итоге к бытию. Это древнее и правильное представление. Упоминания о семи эонах и о семи эманациях, о жизни и природе семи «Духов перед Престолом Божьим» можно найти в трудах Платона и всех посвящённых, которые в древности оставили базовые идеи, на протяжении столетий указывавшие дорогу человеческой мысли. Эти великие Жизни, действуя в пределах Солнечной системы, привлекли к Себе ту субстанцию, которая требовалась Им для проявления, и образовали из неё те формы и явления, через которые Они могли наилучшим образом выразить присущие Им качества. В радиусе Своего влияния Они собрали всё, что сейчас явлено. Этот собранный воедино и наделённый качествами материал составляет тело Их проявления, так же как Солнечная система является телом проявления Троицы аспектов.
Эту идею легче понять, если вспомнить, что каждое человеческое существо в свою очередь представляет собой совокупность атомов и клеток, объединённых в форму; по этой форме распределены органы и центры дифференцированной жизни, действующие ритмично и слаженно, но оказывающие различное влияние и имеющие различное назначение. Эти совокупные и оживляемые формы представляют явление сущности, или центральной жизни, которая характеризуется собственным качеством и функционирует согласно своей эволюционной ступени, своим излучением и жизнью оказывая воздействие на каждый атом, клетку и организм в радиусе своего непосредственного влияния и на любое другое встречаемое человеческое существо. Человек – это психическая сущность, Жизнь, Которая 21] своим излучающим воздействием выстроила форму, наделила её Своим психическим качеством и представила окружающему миру явление, которое будет сохраняться, пока эта Жизнь обитает в форме.
Это утверждение распространяется также на историю жизни и качественное явление каждого из семи Лучей. Бог, Луч, Жизнь и Человек – всё это психологические сущности и строители форм. Стало быть, любая великая психологическая жизнь – это явление через посредство какой-либо солнечной системы. Семь психологических жизней, качественно характеризуемых семью силовыми типами, являются посредством семи планет. Каждая планетарная жизнь повторяет ту же технику проявления – жизнь-качество-явление – и в своем втором аспекте качества демонстрирует себя как психологическую сущность. Каждое человеческое существо есть миниатюрная копия всего плана. Это также дух-душа-тело, жизнь-качество-явление. Человек окрашивает своё явление собственным качеством и оживотворяет его своей жизнью. Поскольку все явления представляют собой выражения качества и меньшее входит в большее, то каждая форма в природе и каждое человеческое существо находится на одном из семи Лучей, наделяющих качеством, а его явление в феноменальной форме окрашено качеством его основного Луча. Это явление прежде всего наделено качествами Луча конкретной жизни, эманацией которой он является, но включает в себя и вторичные качества остальных шести лучевых типов.
Это позволяет нам предположить – в качестве символической аналогии – факт существования Центральной Жизни (внешней для нашей Солнечной системы и отстранённой от неё, но всё же пребывающей в ней во время процесса проявления), Которая решает воплотиться, приняв материальную форму. Сначала образуется силовой вихрь, и тогда Бог имманентный и Бог трансцендентный предстают одновременно. Этот вихрь, будучи результатом первичной активности, демонстрирует себя посредством того, что мы называем субстанцией, или (пользуясь техническим термином современной науки, – лучшее, что можно сделать в настоящее время) 22] посредством