Конкретной Науки, воплощение пятого принципа ума, увидит окончание Своей работы. Он стимулирует в человечестве чувство осведомлённости и питает в дочеловеческих царствах аспект сознания, то есть заставляет материю реагировать на дух и интерпретировать чувственно воспринимаемое.
Интуиция это, буквально, синтетическое и непосредственное постижение истины, её сути, и Владыка Второго Луча приведёт к завершению весь эволюционный процесс развитием у человечества той совершенной проницательности, которая сделает каждое человеческое существо сознательным и совершенным исполнителем Плана.
135] Глубокое изучение участия лучевых сил в творческой работе и продвижении Плана (насколько это сейчас доступно нашему пониманию) показывает, насколько близко весь процесс строительства-разрушения-перестройки связан с вопросом о трёх качествах души – чувствительности, сознании и осведомлённости – и позволит увидеть, что проблема света, которая сейчас обсуждается, имеет самое непосредственное отношение к нашей способности интерпретировать и постигать эти три качества.
Согласно эзотерическому учению, сознание отражает реакцию аспекта формы в трёх дочеловеческих царствах на:
1. Мир живых, вибрирующих и магнетических форм, в который и погружена каждая форма. Своим излучением каждая форма воздействует на любую другую форму, и её реакция на окружение определяется её качеством и эволюционным статусом.
2. Мир субъективных сил, который мы называем эфирным. Все формы всех четырех царств так или иначе реагируют на него.
3. Мир качества, или желающего намерения. Все формы всех царств в массе своей отзываются на божественное побуждение, или желание, лежащее в основе всего эволюционного процесса. Человечество сознаёт его как некий побудительный импульс, которым люди в той или иной мере руководствуются. Формы остальных царств слепо подчиняются ему, реагируя согласно природе своего механизма оклика на эти побуждения.
Говоря о притоке ментальной энергии и о силах, поступающих с пятого плана ума (высшего ума, низшего ума и эгоической интеллектуальной сущности), мы ещё глубже погружаемся в область собственно человеческой эволюции, и расплывчатое слово сознание вполне может быть заменено словом осведомлённость. Каждый человек осведомлён по-разному, но 136] все люди осведомлёны о своей осведомлённости. Реагирующий аппарат человека отзывается на те же касания и испытывает на себе те же влияния, что и дочеловеческие формы, но человек осознаёт и себя самого, его механизм отклика способен реагировать не только на внешние стимулы, но и на касания, исходящие изнутри, от так называемого Я, и из миров интроспекции и мистического видения, которые, похоже, недоступны всем дочеловеческим формам жизни.
В более широких масштабах, которых в данном трактате мы не касаемся, планета образует реагирующий аппарат некой сверхчеловеческой Жизни, и эта Жизнь сознательно откликается на воздействия Солнечной системы в целом, а также некоторых созвездий (воплощённых Жизней), с которыми наша Солнечная система связана. Подобным же образом, Солнечный Логос осуществляет Свои функции через посредство гигантского реагирующего аппарата в границах кольца-не-преступи Солнечной системы. Всякая форма, от мельчайшего атома до огромного созвездия, есть воплощение жизни, выражающей себя как сознание, осведомлённость и чувствительная реакция через какую-либо разновидность механизма отклика. Так утверждается вселенная жизней, взаимодействующих и взаимосвязанных, каждая из которых обладает сознанием, многие – самосознанием и некоторые – групповым сознанием, но все укоренены в универсальном уме, все наделены душами и все представляют различные аспекты божественной Жизни.
Таким образом, жизнь, качество, явление по-прежнему составляют первичную тройственную комбинацию. Поскольку явление объективно, то наукой веками изучаются, анализируются и классифицируются формы. Теперь мы поворачиваем вовнутрь, начинаем заниматься интроспекцией и вступаем в цикл, когда подобным исследованиям и классификации подвергнется уже мир качества и смысла. Это выдвинет на передний план новые ценности в жизни и обогатит наше понимание, что повлечет за собой рост интуиции, идущей на смену интеллекту.
137] Могу ли я призвать всех больше жить в мире смысла, и меньше – в мире явлений? Это более реальный и менее иллюзорный мир. Когда возрастёт понимание, когда люди научатся заглядывать под поверхность и разовьют истинное видение, тогда во всех формах начнёт неуклонно выявляться качество души, а природа формы будет отходить на