механизм осведомлённости и контакта. Мало-помалу мы (человеческое семейство в целом) подходим к месту узнавания и готовимся взойти на гору видения. Если бы стремящиеся могли представить себе чудеса предстоящего откровения, если бы могли вообразить всё великолепие награды 157] за свои усилия, у нас было бы меньше неудач, больше смелости и более внушительные и надёжные достижения, благодаря которым мир просветлялся бы быстрее.
Широта такого видения требует тщательного изучения и божественной устремлённости к душе ради осознания. Значение имеет не объём прочитанного, а точность восприятия мозгом и приложение учения к индивидуальной духовной потребности. Видение невозможно получить раз и навсегда. Видение всегда впереди, но даже если ему посвящена вся жизнь, а служение собрату упускается из виду, оно не принесёт пользы. Я пытался передать величие Плана и показать ступени эволюционной лестницы, которые ожидают каждого стремящегося и каждого члена иерархии.
I. ЛУЧИ И ЖИЗНЬ-КАЧЕСТВО-ЯВЛЕНИЕ
Итак, приступая к разговору о Лучах, мы сразу же оказываемся в области психологии и различных психологических влияний. Имея дело со вторым лучевым проявлением, с аспектом Качества, мы касаемся тех предопределяющих факторов, которые становятся причиной несметного числа дифференциаций в феноменальном мире. Качества, особенности или типы живой энергии (наше неадекватное определение слова жизнь) обусловливают соответствующие аспекты и характеристики, выражаемые всеми формами четырех царств природы. При этом определяются эманации отдельных форм, и в результате соприкосновения живого качества с принимаемой субстанцией и влияния соответствующего царства для каждой формы этого царства формируется характерное явление с особой активностью и 158] внутренним излучением. В предыдущих книгах я разделил Лучи на две группы:
Группа I Лучи-Аспекты, три главных Луча.
Группа II Лучи-Атрибуты, четыре малых Луча.
Три больших Луча, образующих всю совокупность божественного проявления, суть Лучи-Аспекты, и тому есть две причины:
Во-первых, во всей своей полноте они составляют проявленное Божество, воплощённое Слово. Они – выражение творческой цели и синтез жизни, качества и явления.
Во-вторых, они действуют во всех формах каждого царства и определяют широкий диапазон общих характеристик энергий, качеств и самого этого царства. Благодаря им возникает всё разнообразие форм, выражают себя различные виды жизни и на отведённом им плане существования исполняют своё назначение множество божественных агентов.
Могущественное присутствие творческих начал Бога ощущается благодаря этим трём потокам жизненной силы, несущим в себе их качества. Вследствие их активности всякая форма наделяется тем внутренним эволюционным атрибутом, который в конечном итоге должен привести её в соответствие с божественной целью, неизбежно сформировав такой тип сознания, который позволит феноменальной единице реагировать на своё окружение и выполнить, тем самым, своё назначение в качестве составной части целого. Это делает возможным развитие внутреннего качества и специфического излучения. Взаимодействие трёх Лучей определяет внешнее феноменальное явление, вводит единицу жизни в одно из царств природы и в одно из множества подразделений этого царства. Процесс отбора и выделения продолжается до тех пор, пока не оформится всё множество ветвлений в составе четырёх царств, подразделений, групп в составе подразделений, семейств и родов. Так в своей изумительной красоте и последовательности 159] предстает перед нашим пробуждённым сознанием творческий процесс, и, потрясённые, мы преисполняемся благоговения, размышляя о творческих способностях Великого Архитектора Вселенной.
Перекладывая всю эту красоту на язык символов, то есть упрощая концепцию (что всегда и делают те, кто изъясняется символически), можно констатировать, что Луч I воплощает динамическую идею Бога, и так Всевышний начинает работу творения.
Луч II намечает общий план, в соответствии с которым будет конструироваться форма и материализоваться идея. Так (благодаря второй великой эманации) появляются математически точные, структурно единые и геометрически совершенные чертежи. На передний план выходит Великий Геометр и делает возможной работу Строителей. Цифра, форма, число последовательность – на них возводится Храм, чтобы вобрать в себя и выразить всю славу Господа. Второй Луч – это Луч Мастера-Строителя.
Луч III собирает активные строительные силы, и Великий Архитектор со Своими Строителями готовит материал,