животный человек ненамного опережал их в развитии. Часто забывается о том, что в человеческом развитии была стадия, когда животный человек гораздо теснее взаимодействовал с современными ему формами животной жизни, чем сейчас. Тогда их разделял только факт индивидуализации. Но индивидуализация была настолько слабо выраженной, что разница между (считающимися) лишёнными интеллекта животными и младенческим человечеством была едва заметной. Многое из того, что происходило в те далекие эоны, позабылось в темном безмолвии прошлого. Животный мир был тогда намного сильнее человеческого, люди были беспомощны перед нападениями животных, и истребление животными первых животных людей в среднелемурийскую эпоху было ужасающим и жутким. Маленькие кочующие группки человеческих существ век за веком чуть ли не поголовно пожирались могучей животной жизнью того периода, и, хотя инстинкт обучал животных людей определённым мерам предосторожности, то был инстинкт, ненамного превосходящий инстинкт врага. И только через тысячелетия, когда начали заявлять о себе человеческий ум и хитрость, человечество стало сильнее животных и в свою очередь принялось за опустошение животного царства. Ещё двести лет назад в лесах западных континентов, в Африке, в первобытных землях Австралии и на островах тропических морей животному миру приносилась неисчислимая дань человеческих жизней. Факт этот часто забывается в наше сентиментальное время, но именно им и объясняется человеческая жестокость по отношению к животным. Однако это лишь неизбежная карма животного царства. Этот вопрос требует более широкого подхода и 257] лучшего осмысления его истинной исторической подоплеки, чем до сих пор, чтобы человек мог понять, в чем состоит проблема его ответственности и как её решать.
В атлантическую эпоху чисто физические отношения были смягчены астральными, или эмоциональными, и наконец некоторые животные были втянуты в орбиту человеческой жизни, их стали приручать и заботиться о них. Так появились первые домашние животные. Новая эра началась, когда у отдельных людей появилась привязанность к отдельным животным и третье царство природы ощутило на себе новое влияние. Это началось в одном из циклов одновременного функционирования Второго и Шестого Лучей и совпадения их больших и малых циклов. Такое случается не часто, и хранители человечества стараются тогда воспользоваться благоприятной возможностью, чтобы получить какие-то значительные результаты или предпринять новые шаги для ускорения реализации божественного Плана. Чтобы полностью избавить человечество от страха (перед животным миром), хранители решили сблизить людей и животных, и протекавший цикл, когда любовь и преданность изливались на, в и через все формы, весьма способствовал этому. С тех пор число домашних животных постоянно возрастало. В настоящее время между обоими царствами установились двойственные отношения: физические и эмоциональные.
За последние двести лет у этих отношений появилась ещё одна грань – умственная. Ментальное могущество человека станет в конечном счёте определяющим фактором, который поможет подчинить ему три дочеловеческих царства. Это очень быстро происходит с минеральным и растительным царствами, чего не скажешь о царстве животном, но и в нём процесс 258] ускоряется. В наступающем цикле Седьмого Луча особого прогресса не будет, но с усилением закона, порядка и ритма на планете и замены хаоса организованностью, территории, где ещё господствуют животные, будут сокращаться, а определённые виды будут вымирать, если не охранять их в заповедниках.
Б. Индивидуализация
Нет сомнений, что благодаря взаимоотношениям животных и людей первые и сделают тот шаг вперед, который называется индивидуализацией. Это событие венчает процесс перетекания и отмечает появление у единицы жизни в форме трёх божественных аспектов. Рождается сын Божий, Владыка преданной и направленной Воли, и третий божественный принцип целевой энергии сливается с двумя остальными, вызывая полную реорганизацию животной формы. Эзотеристы давно указывали, что индивидуализация есть великий планетарный эксперимент, заменивший применявшийся на Луне метод, который использовал побуждение к движению всё дальше вовне (что применительно к человеку называется устремлением). В действительности это означает, что, когда развивающаяся жизнь в форме достигала определённого уровня чувствительности и осознанности при одинаково сильном внутреннем побуждении, она напряжённо стремилась к контакту с другим потоком божественного выражения, с проявлением другого