Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

одержать десятки побед над Красным Рыцарем, чтобы обрести нужную силу. Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет сражаться с Красным Рыцарем всю свою жизнь. Мужчина часто привносит это стремление к конкуренции, имеющее некоторую подростковую окраску, во все, чем бы он ни занимался. Возможно, что некоторый соблазн военных сражений и окружающий военную жизнь романтический ореол имеют свои корни в уже знакомой нам психологической структуре Красного Рыцаря.

Но у поединка с Красным Рыцарем существует и внутренний аспект. Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть своей собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой. Если он окажется под властью собственной ярости и стремления к насилию, хорошего ждать не приходится: его мужское начало, его маскулинность еще не сформированы. Психологически это означает, что он побежден Красным Рыцарем. Его эго находится в прострации, а находящийся в нем Красный Рыцарь одержал победу, которая проявляется в животной ярости, стремлении к насилию или даже в вандализме или криминальных поступках. Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелому мужчине должен научиться владеть своей агрессией и стремлением к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Посмотрев на Красного Рыцаря с этой стороны, можно убедиться в том, что этот персонаж олицетворяет теневую сторону маскулинности, то есть, ее негативную, потенциально деструктивную часть. Чтобы стать настоящим мужчиной, нужно вступить в поединок с теневой стороной личности вместо того, чтобы ее подавлять. Мальчик не может одержать победу, подавляя свою агрессивность, ибо он испытывает потребность в мужской силе, которую может извлечь из собственной тени - Красного Рыцаря. Поэтому эго юноши оказывается перед необходимостью стать настолько сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно использовать содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Совершенно очевидно, что и внешний, и внутренний поединок - это две части одной и той же борьбы. Чтобы одержать победу над внешним оппонентом и завоевать пальму первенства, мальчик должен быть способным владеть своей маскулинной энергией и направить ее в нужное русло, но кроме того, преодолеть трусость и страстное желание материнской опеки, защищающей его от опасности. В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке. Для укрепления мужского начала необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и угверждающих идентичность.

Существует одна интересная деталь. Когда Парсифаль собрался облачиться в-доспехи Красного Рыцаря, его слуга предупредил его: "Прежде, чем надеть эти доспехи, вам следовало бы снять простую домотканную одежду, сшитую вашей матерью". Но Парсифаль его не послушал и надел доспехи Красного Рыцаря поверх домашней рубахи.

Иными словами, он облачился в новую маскулинность поверх своего материнского комплекса. Разумеется, псе сразу пошло вкривь и вкось. Такое поведение свойственно молодому человеку в пятнадцать-шестнадцать лет. Он приобретает новую силу, чувствует в себе способность оторвать голову и перегрызть глотку кому угодно, но вся проявляющаяся в нем агрессивная маскулинность существует поверх материнского комплекса. Это очень смешная комбинация. Конечно же, она абсолютно непродуктивна.

Парсифаль вскочил на коня Красного Рыцаря и отправился дальше. Здесь в одной из версий мифа существует любопытная деталь: Парсифаль проскакал целый день без остановки, потому что не знал, как остановить коня. При наступлении ночи, устав от долгой скачки, или по какой-то еще, не известной нам причине конь остановился. Это был первый день, который Парсифаль провел верхом.

Если каждый мужчина будет достаточно честен по отношению к самому себе, он вспомнит, что, впервые вскочив на коня Красного Рыцаря, он долго не мог остановиться!

Наконец, Парсифаль добрался до замка Гурнамонда. Гурнамонд заменил Парсифалю крестного отца: он закалял его, дипломатически обходя все острые углы (кроме того, Гурнамонд снял с Парсифаля находящуюся под доспехами Красного Рыцаря домотканную, сщитую матерью одежду), и учил его всему, что должен знать мальчик, жаждущий стать рыцарем. Он настаивал, чтобы Парсифаль остался у него еще хотя бы на один год, но тот отказался и внезапно