материнским комплексом, который унес его во вселенскую материнскую обитель. Серьезные проблемы могут возникать лишь при смешении и путанице нескольких аспектов, и тогда люди начинают чувствовать себя несчастными. Человечество обладает ужасной склонностью к тому, чтобы все смешивать, перепутывать и замутнять. Стоит посмотреть на некоторые варианты такого смешения, чтобы понять, каких напастей можно ожидать впоследствии.
Если мужчина не отличает реальную мать от материнского комплекса, то вследствие регрессивной природы последнего он будет постоянно осыпать упреками свою собственную мать: в ней он будет видеть ведьму, которая только и делает, что старается его погубить. Ненависть к матери или к женщине, которая ее заменяет, вызванная регрессивным материнским комнлексом, очень характерная черта, присутствующая у многих молодых людей.
Если мужчина смешивает внутренний материнский образ с архетипом матери, он будет видеть в матери богиню, которая его оберегает (в русском варианте -берегиню, - прим. ред.), и ожидать от нее защиты, ибо именно такой является главная функция материнского архетипа. Он будет предъявлять чрезмерные, доходящие до смешного, претензии к материнскому аспекту окружающего его мира и требовать от него обеспечить ему безмятежное существование без малейших собственных усилий.
Если происходит путаница анимы, то есть, прекрасной дамы, с материнским образом, мужчина будет постоянно ожидать от своей внутренней женщины материнского отношения.
Очень часто возникает смешение супружеского и материнского аспектов, В таком случае вместо ожидания, что женщина станет ему партнером и товарищем, мужчина предполагает, что она заменит ему мать. Тогда жена будет слышать его непрекращающиеся требования удовлетворения его потребности в материнской любви и ласке.
Так как в жизни каждого мужчины София проявляет себя не слишком характерно, этот аспект может быть заметен далеко не всем. Если мужчина путает Софию со своей родной матерью, он наделяет ее божественной мудростью, которую ни одна смертная женщина не в состоянии обладать. "Мама лучше знает" и архетип Софии - сочетание не из лучших.
Остальные варианты всевозможных смешений и сочетаний я оставляю читателю для самостоятельного исследования. Все, без исключения, они неблагоприятны. Однако хочется повторить, что негативным является не женское начало как таковое, а смешение разных его аспектов и уровней осознания.
Если переживания в священном замке для мальчика слишком сильны, они могут лишить его инициативы делать что-либо в будущем. Слоняющиеся вокруг да около юноши иногда могут служить примером молодых людей, полуослепших после посещения Замка Грааля.
Для большинства мужчин это настолько сложно, больно и непостижимо, что они немедленно вытесняют все, что с ними происходило и отвечают, что ничего не помнят. Но вытеснить эти переживания в бессознательное, как, впрочем, и любые другие, - не значит от них избавиться. Они будут постоянно о себе заявлять, скрываясь за каждым деревом, за любой дверью, выглядывая из-за спины первого встречного.
Так петушиное поведение мальчика оборачивается для него переживанием в замке Грааля. Оно вызывает боль, которую трудно перетерпеть, пытаясь доказать самому себе, что достаточно вынослив, и не обращать на нее внимания.
Но жажда обладания Чашей Грааля стоит всех этих переживаний. Почувствовав эту жажду внутри, вы переживаете чрезвычайно острое ощущение. Мужчина, у которого хватит мужества, поймет, какую жажду я имею в виду. Это жажда, требующая удовлетворения. Человек должен что-то добыть, не зная точно, что именно. Это беспокойный субботний вечер молодого человека. Он должен что-то совершить, иначе взорвется.
Много рекламных деятелей очень умело играют на таком мужском голоде. Я не совсем точно представляю степень их осознания этого голода, но они это делают очень хорошо. Упомяните вскользь про Грааль - и вы можете продать мужчине почти все.
В какой-то степени этот голод может служить причиной стремления современных молодых людей к наркотикам, уводящим на волшебный путь возвращения к экстазу Грааля. Наркотики дают возможность экстатичествующую в реальной жизни женщину в собственный Грааль. Конечно же, из этого ничего не выходит, так как они стараются превратить ее в то, чего просто не бывает, заставляя внешний мир отвечать своим внутренним потребностям.
Очарование восточных религий состоит в том, что вопрос о Граале они ставят прямо. Восточные люди не столь детерминированы,