утерянной. Я больше склоняюсь к тому, что это и есть конец легенды. Автору больше нечего нам сказать. Многие другие версии легенды заканчиваются именно там, где мы сейчас оказались.
Этот миф вполне современен. До сих пор он не имеет конца. Мы по-прежнему несем его в себе. Даже без рассуждений о замках и прекрасных дамах этот миф найдет завершение в нашей жизни. Он привел нас к той самой точке, где сейчас находится наш современник. Мужская часть населения "остановилась" в своем внутреннем росте там, где закончилась французская поэма. Так что, если вы отправились на поиски чего-то очень важного в жизни, следуйте мифу о Священной Чаше с того самого момента, когда он оборвался у вас внутри.
Глава 10
После Кретьена де Труа многие другие авторы пытались закончить эту легенду -Ни одна попытка не оказалась ни удовлетворительной, ни убедительной. Может быть, причина тому - отсутствие значительного прогресса в нашей психологии со времен Кретьена де Труа. В то же время имеет смысл посмотреть на эти варианты, ибо они могут оказаться для нас весьма поучительны.
В соответствии с некоторыми версиями мифа Парсифаль сразу добрался до замка Грааля. Он увидел и все понял- Имея представление о существовании замка Грааля и обладая достаточной скромностью и мужеством, мужчина очень скоро окажется на пути, который ведет в замок- Чтобы в него войти, не требуется никакого кровопролития. Если он будет искать замок Грааля с открытым сердцем, то непременно его найдет. Замок Грааля вы всегда сможете увидеть, если спуститесь по дороге вниз, а затем сразу повернете налево. Если человек окажется достаточно скромным и добросердечным, он без особенных усилий может оказаться в том внутреннем замке. Парсифаль обладал высокомерием, которое из него вышибли двадцать лет бесполезных усилий и бесплодных поисков, но теперь он оказался готов к тому, чтобы вновь появиться в замке.
Парсифаль нашел навесной мост и перебрался через него. Все произошло точно так же, как и раньше: Король-Рыбак по-прежнему мучился и страдал- После всех необходимых формальностей Парсифаль задал вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" И тотчас услышал ответ: "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
Весьма странный ответ - Король Грааля - это не Король-Рыбак. Король Грааля с незапамятных времен жил в центральных покоях замка. Весь смысл его жизни заключался в поклонении Священной Чаше, других забот у него не было. Он поклонялся Чаще Грааля и берег ее. Он берег Чашу и находился в вечном единении с ней, они служили друг другу.
Здесь можно найти ответ на вопрос, который до сих пор оставался без ответа: "Кому служит Чаша Грааля?" - "Чаша Грааля служит Королю Грааля".
Я думал об этом ответе несколько месяцев, постепенно углубляясь в его смысл. Почти каждый человек, живущий в нашей культуре, думает, что Чаша Грааля должна служить именно нам, но в этом ответе мы должны услышать нечто более поучительное. Большинство американцев заняты поисками счастья - это все равно, что попросить служить нам священную Чашу, т.е. мы желаем, чтобы нам служило все великое изобилие природы, величайший поток женственности, богатство окружающего нас мира: воздух, моря, животные, нефть, леса и все продукты, которые можно получить из этого мира- Но следует понять, что природа не может служить нам. Она служит Богу.
Другой язык, быть может, несколько менее поэтичный, но легкий, может оказаться более подходящим. Говоря о жизненном процессе, Юнг использует физическую метафору перемещения центра тяжести личности от эго к Самости. В этом для него заключается главный результат внутренней работы человека и основной смысл всех человеческих поисков. Едва Парсифаль осознал, что не является ни центром Вселенной, ни даже центром своего собственного крошечного королевства, уединившись, он ощутил свободу, и Грааль перестал казаться ему недосягаемым. Несмотря на то, что всю оставшуюся жизнь он мог. сколько ему вздумается, спокойно приходить в замок Грааля и выходить из него, теперь он уже ни разу его не терял.
Еще более поразительно, что Король-Рыбак исцелился и встал на ноги к вящей радости своих подданных. Совершилось настоящее чудо, и легенда, которая предсказывала его исцеление, счастливо завершается. В опере Вагнера Парсифалъ в этот момент раненый Король-Рыбак поднимается на ноги и поет чудесную арию, полную триумфа, энергии и силы. Ее можно считать кульминацией всей истории.
Король Грааля - это образ Бога, земное воплощение божественного. Миф говорит нам, и мы должны это усвоить, что Чаша Грааля служит вовсе не нам,