этим он как-то играл на полу с детьми. Это привело его к воспоминаниям своих детских фантазий, которые он решил воспроизвести через игру прямо сейчас, будучи взрослым. В течение нескольких месяцев он трудился в своем саду, строя из камней крепости, города и деревни, которые он видел в своих детских фантазиях. Доверяя своему детскому опыту, он нашел дорогу к проявлению коллективного бессознательного, концепция которого легла в основу всей юнгианской психологии. Это была в чистом виде работа Парсифаля.
Парсифаль (мы будем называть его так, несмотря на то, что в мифе он получил это имя значительно позже) жил вдвоем с матерью, которую звали Разбитое Сердце. Отец их бросил, и мальчик ничего не знал о его судьбе. Он был единственным ребенком, не имея ни братьев, ни сестер. У него не было ничего лишнего, а лишь только самое необходимое. Он носил домотканную одежду, не ходил в школу и не учился никакому ремеслу. Он никого ни о чем не спрашивал и рос наивным и абсолютным невеждой.
Прошло время, и ом превратился в полростка. Однажды, играя на улице неподалеку от дома, он увидел, как мимо него проскакали пять рыцарей. До сих пор Парсифалю никогда не приходилось видеть ни одного рыцаря, поэтому он был ослеплен видом алого с золотым шитьем облачения и доспехов, блеснящих щитов и копий и прочего великолепного роскошного убранства. Со всех ног он помчался домой, и сразу заявил матери, что повстречал пятерых богов. Парсифаль был так поражен увиденным, что не медля ни минуты решил броситься вдогонку и присоединиться к пяти чудесным всадникам. Он даже представить себе не мог, что на свете существует такое чудо.
Услышав об этом, мать Парсифаля залилась горькими слезами. Сначала она даже попыталась отговорить его от такой затеи, но, будучи очень мудрой женщиной, она вскоре убедилась, что это совершенно бессмысленно: мальчик все равно убежит вслед за рыцарями. Поэтому она поведала Парсифалю о том, что его отец был рыцарем и пал в бою, сражаясь за честь прекрасной дамы. Два брата Парсифаля тоже были рыцарями, которые тоже погибли. Чтобы уберечь сына от судьбы, постигшей его отца и братьев, мать Парсифаля взяла его и уединилась в самое глухое место, скрыв от него, что случилось с отцом и братьями. Но все равно произошло то, чего она так боялась. Все ее надежды рухнули в одночасье. Дальше скрывать от сына его прошлое было бессмысленно, поэтому она за него помолилась, провожая его в дальний путь, и дала несколько мудрых советов. Эти советы будут влиять на судьбу юноши и на развитие сюжета всего мифа, поэтому следует отнестись к ним повнимательней.
Первое наставление, которое мать дала Парсифалю, - с уважением относиться к прекрасным дамам.
Второе - ему следует ежедневно ходить в церковь: если он будет испытывать голод, он всегда может утолить его в церкви.
Третий наказ, который она ему дала - не задавать никаких вопросов - был особенно ценным для такого словоохотливого юноши, как Парсифаль. Но позже мы увидим, что именно последний совет оказался для него камнем преткновения.
Итак, счастливый Парсифаль отправился на поиски своих пятерых рыцарей. Скажем сразу, что он так и не нашел никогда тех пятерых, но зато нашел много другого.
Каждому человеку, который попадался ему на пути, он задавал один и тот же вопрос: "Вам не встречались пять рыцарей?" На этот вопрос он получал самые разные ответы, советы и замечания - настолько разные, что среди них не было даже двух одинаковых. В конце концов он совершенно запутался. Этих рыцарей оказалось найти очень трудно: они были везде, или, наоборот, их не существовало вобщс. Если вы посмотрите в глаза четырнадцати-пятнадцатилетнего мальчика, который спрашивает вас: "Вы не знаете, где находятся пять рыцарей, которых я видел?" и что-нибудь скажете ему в ответ, вы поймаете на себе взгляд Парсифаля. В вопросе "Где это взять?" под словом "это" всегда подразумевается что-то неконкретное и неопределенное. В таком взгляде подростка впервые проявляется ценность и смысл пятеричной символики, и большую часть своей взрослой жизни он посвящает поискам адекватного воплощения этого символа. Число пять указывает на завершенность жизни. Оно является одним из корней слова квинтэссенция - пятая сущность. Пять означают завершенность. Пять существуют везде, но они совершенно неуловимы. Они - везде, и в то же время - нигде. Может показаться, что для шестнадцатилетнего юноши увидеть вспышку озарения, указывающую ему путь в поиске воплощения жизненной завершенности, будет слишком жестоко. Но таково истинное влечение к духовной