Она была его прекрасной дамой, вдохновлявшей на все героические дела, которые он совершил. Совсем не случайно материнские наставления привели ослепленного Парсифаля к "той, которая нас вдохновляет и одухотворяет нашу жизнь". Эту вдохновительницу, живущую за пазухой каждого мужчины, Юнг назвал анимой - вселяющей душу, одушевляющей (animate), той, которая открывает фонтанирующий источник жизни в сердце любого мужчины. Белый Цветок по праву носит свое имя.
Эти поединки с двумя главными противниками могут символизировать многочисленные сражения, через которые должен пройти мальчик, чтобы освободиться от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом своей семьи, или с кем-то другим, если этот человек может заменить ему в этом поединке роль отца или брата. Если на работе возникает внезапная ссора, часто она свидетельствует о том, что кто-то еще не завершил свои отношения с братом, несмотря на то, что подростковый возраст остался далеко позади.
Освободив замок, Парсифаль вернулся к Белому Цветку и провел с ней ночь. Мы располагаем каждой самой интимной подробностью их встречи. Если говорить кратко, но возвышенно, они лежали, держа Друг друга в объятиях: голова к голове, плечо к плечу, бедро к бедру, колено к колену, ступня к ступне. Но это была очень целомудренная ночь: они были как брат и сестра. Кажется, в это трудно поверить. Но следует иметь в виду, что все это происходило во внутреннем мире, глубоко внутри самого Парсифаля.
Ранее мы уже убедились в том, что Белый Цветок и мифе - не реальная женщина из плоти и крови; речь идет о внутренней женской части, существующей в каждом мужчине, то есть - о его аниме. Чрезвычайно важно уметь отличать реальную женщину из плоти и крови от внутренней мужской фемининности, а законы, существующие во внутреннем мире, - от законов внешнего мира. Принадлежащие внутреннему миру законы нашей психики абсолютно уникальны и очень часто отличаются от законов внешнего мира. Поэтому самая важная часть этого мифа рассказывает нам о событиях, происходящих с внутренней женщиной, а в особенности - о том, как ее отличать от реальной женщины, из внешнего мира.
Очень важно хорошо осмыслить странный запрет на интимные отношения с женщинами, если мужчина занят поисками Чаши Грааля. Это, пожалуй, самая важная вещь в мифе о Священной Чаше. Если мы сможем это понять - значит Чаша окажется в наших руках.
Снова и снова хочу повторить: пожалуйста, запомните, что эти наставления и советы относятся к тому, как мужчина должен вести себя по отношению к своей внутренней фемининности, внутренней женщине. Они не имеют никакого отношения к его поведению по отношению к реальной женщине. Как правило, люди не осознают этого различия. Они не ощущают необходимое для осмысления пространство своего внутреннего мира. Поэтому они следуют этим запретам в реальной жизни, и получается так, что и миф, и средневековье, и психология рыцарского движения понимаются превратно или не понимаются вобще.
Мужчина не приближается к ощущению счастья или к обладанию Священной Чашей, когда покидает женщину из плоти и крови, оставляя ее в одиночестве. Если мы попробуем перенести этот внутренний закон на свое внешнее поведение, то очень скоро придем к пуританству и обремененности чувством вины, что и случается сплошь и рядом. Но мы до сих пор не имеем наколов, которые помогали бы управлять нашим внутренним миром. В мифе-о Чаше Грааля содержится совсем немного информации о том, как вести себя с реальной женщиной, но вместе с тем существует изобилие ценных сведений, имеющих отношение к внутренней женщине. А это именно та информация, в которой мы так сильно нуждаемся.
Имеет смысл подумать о громадном духовном опыте, который мы отвергаем, воспринимая его чисто внешне, без глубоких переживаний. Лишь очень немногие открыли для себя всю полноту смысла непорочного зачатия. Оно содержит в себе огромное значение для каждого человека, следующего процессу индивидуации, сообщает нам о великом таинстве, о рождении Христа, происходящем у нас внутри в результате воссоединения божественной силы с бессмертной человеческой душой. При общении и соединении души с Богом в нас может родиться Христос, и если это случилось, то так же таинственно и невероятно, как и само непорочное зачатие. Но если мы будем упорствовать в поисках буквального исторического смысла Рождества Христова: что предшествовало рождению младенца Иисуса и как именно он родился, - то никогда не доберемся до великого внутреннего