а Королю Грааля. В последнем мифе Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец" говорится о том, что энергия должна быть отобрана у тех, кто ее может израсходовать. В мифе о Граале источник энергии передается воплощению божественного начала. В мифе Толкина кольцо энергии отбирается у дьявола и возвращается обратно в землю. В ранних мифах часто отсутствует упоминание об открытии энергии и ее переходе из земных недр в руки человека. Последние мифы говорят о возвращении энергии обратно в лоно земли или в руки Бога прежде, чем мы придем к саморазрушению.
Сегодня мы еще не готовы услышать о необходимости внутреннего изменения, ибо только начинаем ее осознавать. Кольцо символизирует энергию современного самосознания - нашу науку. Мы должны обособить, отвести подальше от себя эту энергию, этот окружающий нас могучий новый мир, иначе он все раз рушит.
Чтобы этот великий вопрос не потерял своей актуальности сегодня, он должен прозвучать по-иному:
"Для чего мы живем?" Как только человек его задаст и наберется достаточно мужества, чтобы выслушать ответ, он неожиданно для себя получит средство для исцеления раны Короля-Рыбака.
Цель жизни - не счастье, а служение Богу или Граалю. Каждое проникновение в нашу жизнь Грааля -но служение Богу. Если человек осознает это и отбросит прочь навязчивую убежденность в том, что смысл жизни заключается в личном счастье, он переполнится счастьем.
Продолжение мифа говорит о том, что, задав нужный вопрос, Парсифаль сразу же исцеляет Короля-Рыбака. И тогда в замке Грааля вспыхивает всеобщая радость. Чаша Грааля занимает подобающее ей место. Она кормит всех присутствующих, везде царят мир, радость и счастье. Однако, здесь нам приходится столкнуться с удивительным противоречием: попросив Священную Чашу осчастливить вас, вы только отпугиваете от себя счастье. Если же будете служить Священной Чаше и Королю Грааля верой и правдой, то будете переполнены счастьем.
Точно такая же тема звучит на совершенно ином языке в Десяти Пасторалях Дзен-Буддизма. Это серия из десяти картин., предписывающих художнику изображение пути, ведущего к достижению просветления. На первой картине герой занят поисками быка -своей внутренней сущности, на второй он видит следы бычьих копыт, на третьей - самого быка. Потом следуют четвертая, пятая картины и так далее, вплоть до девятой, где герой этого быка приручает, примиряется с ним и, сидя на нем верхом, спокойно держит свой путь. Здесь возникает вопрос: созерцать текущий перед тобой поток и при этом не знать, иссякнет ли он когда-то; и для кого цветет этот цветок, яркий, как сама жизнь? Автор этих строк Мокусен Миуоки считает, что эти изречения можно дословно перевести так: поток течет, потому что такова его воля; цветок красный, потому что такова его воля. В учении даосизма китайское понятие цу - в соответствии с собственной волей - употребляется в сочетании цу-ян. Это словосочетание может означать естественность, которая содержится в творческой спонтанности природы, как внутренней, так и внешней. Иными словами, психологический смысл выражения цу-ян заключается в постоянно существующей самореализации или в постоянном стремлении Самости к проявлению своего природного творческого начала.
Десятая картина представляет собой кульминацию всей серии. На пей изображен герой, теперь уже совершенно умиротворенный, который идет, не замеченный никем, по деревенской улице. Вокруг - ничего необычного, ничего экстраординарного за исключением того, что на деревьях начинают распускаться цветы, как только он проходит мимо. Такие вопросы о предназначении потока или смысла красного цвета розы, взятые из совершенно другого источника, учения Дзен-Буддизма, дают возможность глубже понять суть того, что происходит с нами.
Алексис де Токвиль, француз, прибывший в Америку более столетия тому назад, сделал ряд острых наблюдений в отношении американского темперамента, стиля общения и идиом. Он заметил, что в американской конституции есть дезориентирующая идея - достижение счастья. Никто не может обрести счастье. Так не бывает.
Подходящей формулировкой могла бы оказаться, например, такая: "Если вы будете служить реальности, то переполнитесь счастьем. Но, занимаясь поиском счастья, вы отодвинете от себя то счастье, которое ищите".
Вне всякого сомнения, миф о Граале раскрывает множество процессов, происходящих в нашем внутреннем мире. Он может помочь разрешению некоторых противоречий- Мы только-только начали задавать вопросы: имеем ли мы право загрязнять воздух? рубить деревья? выкачивать нефть?