подчиняется. В этом состоянии
пациенту можно внушить различные галлюцинаторные видения и переживания,
а также изменить характер реакций на любые раздражители по любому рецептору
или органу чувств. Пациента можно заставить открыть глаза, ходить, танцевать,
отвечать на любые вопросы, выполнять различные действия соответственно внушенной
ситуации: плавать, собирать цветы или грибы, рыбачить, перевоплощаться в певца,
музыканта или кого-либо другого. Пациенту можно внушить любой возраст, добиться
полной потери болевой и иной чувствительности. Можно эффективно выполнять
постсуггестивное программирование, можно расщеплять или умножать личность
пациента, стирать или что-то записывать в постоянную память и демонстрировать
многие феномены, характерные для глубоких состояний, как например, гипермнезию
- повышенную способность припоминания.
Самое главное, что отмечают исследования В.М.Кандыбы (1972-1978) для первого
психотехнического направления - это резкое возрастание биологической активности
наиболее древних филогенетических структур мозга, что объективно наблюдается
как процесс активации феномена, так называемой биологической саморегуляции.
Установлено, что в этих информационных режимах организм на фоне общего гармоничного
торможения активизирует все жизненно важные восстановительные физиологические
процессы, причина - эта внутренняя биоморфологическая работа выполняется в
максимально экономичном режиме (В.М.Кандыба, 1984). Поэтому торможение
стало применяться в медицине, спорте и на производстве для ускорения процессов
восстановления и реабилитации, например, в спорте - после тренировки, применение
этой методики ускорило восстановительные процессы в 2,3 раза и сделало их
более эффективным, повысив тренировочный эффект, что позволило увеличить объем
и интенсивность спортивных нагрузок, а значит повысить качество тренировочного
процесса (В.М.Кандыба, 1984).
В медицине использование тормозных режимов дает уже само по себе устойчивый
лечебный эффект, только за счет активации механизмов биологической саморегуляции,
что подтвердили массовые выступления известных врачей (А.Р.Дов- женко, 1980-1985).
Второе психотехническое направление в информационной СК-терапии вызывает у
пациента, чисто объективно, физиоло- гические сдвиги значительно отличающиеся
от первого психо- технического варианта. Главное отличие - это резкое повышение
общей чувствительности как к внешним, так и внутренним раздражениям. Происходит
мобилизация и вскрытие резервных возможностей организма. Активизируется сердечно-сосудистая,
дыхательная, выделительная, нервная и все, без исключения, другие системы
и органы. Организм начинает работать в специфическом мобилизационном
режиме. Остается только удивляться, что мировая наука раньше не могла открыть
СК. Хотя давно было ясно, что раз существуют два отличающихся естественных
вида сна: медленный (тормозной) и быстрый (мобилизационный), то и трансовых
типов должно быть, как минимум, два. Думаю, Россия обязана была значительно
раньше, еще в 30-х годах, открыть и исследовать СК, но видимо, помешали этому
собачки Павлова. Иначе, чем еще можно объяснить тот факт, что до сих пор ни
в одном медицинском вузе нашей страны психотерапия не изучается, а лечить-то
надо людей, а не собачек.
А теперь несколько слов об осложнениях, которые могут наблюдаться в СК-терапии.
Во-первых, следует отметить необходимость хорошей общеврачебной и клинической
подго- товки СК-терапевта, тогда будет хорошо понятен характер болезненного
состояния пациента и врач легко справится с любым, неожиданно возникающим
осложнением.
Часто бывают случаи, когда пациент из СК входит в обычный сон и засыпает.
Тогда необходимо разбудить пациента и продолжить спокойно сеанс. Если же пациент
не просыпается (а бывают и такие случаи), то следует сильно нажать 3-5 сек.
на точку в междубровье, затем на точку в верхней части середины верхней губы
(под носом), затем на точку под подбородком, затем вновь вернуться к точке
между бровями, нажать и резким толчком головы со словами Проснитесь!
разбудить пациента. Если пациент не просыпается, то необходимо восстановить
раппорт, для чего попробовать, чтобы он пошевелил правой рукой, затем ногами,
затем при счете