Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 3)

ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ

В онтогенезе человека лобные и нижнетеменные области коры увеличиваются по

площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности

коры. Именно эти участки коры являются структурной основой информационной

регуляции наиболее сложных форм поведения и психики человека.

С самого рождения наблюдается у новорожденных так называемая врожденная рефлекторная

информационная деятельность. Главным по значению является сосательный рефлекс,

который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек.

Имеется и рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное

сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы, а также хоботковый

рефлекс - трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта

на уровне десен.

Из защитных рефлексов с кожи новорожденного имеется мигательный носовой -

движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного

слухового прохода. Сформированы болевые и температурные рецепторы, при действии

на них соответствующей информации появляются и соответствующие рефлексы, особенно

в области лица.

Четко выражены рефлексы с вестибулярнного аппарата - установочный лабиринтный

рефлекс головы, установочный с туловища на голову и шейный тонический. Эти

рефлексы хорошо просматриваются в первом полугодии и к концу первого года

жизни ослабляются и пропадают. Новорожденные хорошо различают сладкое, горькое,

кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные - сморщивание

лица, закрывание глаз, искривление рта, выпячивание губ и языка.

Новорожденные могут различать и звуки, а к 3-5 месяцам могут фиксировать взором

предмет, возникает ориентировочно- исследовательский рефлекс: поворачивание

глаз и головы к источнику света.

Уже на второй неделе возникает условный пищевой рефлекс в виде сосательных

движений в ответ на положение для кормления. В течение 5-8 недель

вырабатываются со всех сенсорных систем двигательные и оборонительные условные

рефлексы.

Важным в этот период для ребенка является режим сна, питания, закаливания

и физических упражнений - как пассивных (включая массаж), так и активных.

К 8-10 месяцам ребенок хорошо реагирует на окружающих людей. В течение всего

первого года жизни и в последующем с ребенком следует как можно больше разговаривать

в эмоционально-положительном тоне. Реакция на слова проявляется с 4 месяцев,

а после 6 месяцев возникают первые проявления речи. На ребенка слово вначале

действует лишь в составе комплексных раздражителей и только постепенно приобретает

значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного

сигнала (к концу первого года). Первые слова самого ребенка - это просто звуковвые

обозначения определенных лиц и предметов.

В возникающей речи ребенка следует различать понимание речи (сенсорная речь)

и ее воспроизведение (моторная речь). Вначале возникает понимание речи, а

затем эти два процесса увязываются.

У годовалого ребенка постепенно формируется система адекватных действий с

предметами, происходит интенсивное накопление фонда речедвигательных условных

рефлексов. На втором году у ребенка происходит соединение слов в фразы и их

автоматизация. Речевые фразы вначале коротки до 10 слов, затем увеличиваются.

К концу 2 года словарный запас ребенка должен составлять 400-800 слов, к концу

третьего - от 5000 и более. Поведение ребенка постепенно становится целенаправ-

ленным и организованным, особенно при использовании развивающих игр, что ускоряет

процесс формирования внутренней речи (речевых обобщений).

К четырем годам дети хорошо осваивают чтение, счет, письмо, компьютерные игры.

К 5 годам на фоне общего снижения эффективной сферы начинает преобладать словесное

мышление с внутренней речью (до 5 лет преобладает эмоциональное мышление с

элементами анализа).

К 6 годам развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека,

поэтому развивающие возможности СК-терапии резко уменьшаются, целенаправленно

повлиять на архитектонику мозга становится почти невозможно. Поэтому в СК-терапии

возраст до 5-6 лет считается единственно благоприят- ным для эволюционного

онтогенетического