ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В ОРГАНИЗМЕ
В онтогенезе человека лобные и нижнетеменные области коры увеличиваются по
площади в 9 раз и у взрослого занимают около двух третей всей поверхности
коры. Именно эти участки коры являются структурной основой информационной
регуляции наиболее сложных форм поведения и психики человека.
С самого рождения наблюдается у новорожденных так называемая врожденная рефлекторная
информационная деятельность. Главным по значению является сосательный рефлекс,
который возникает при раздражении слизистой языка, губ, кожи около рта и щек.
Имеется и рефлекс Бабинского - тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное
сгибание всех остальных при раздражении подошвы стопы, а также хоботковый
рефлекс - трубкообразное выпячивание губ при легком прикосновении вокруг рта
на уровне десен.
Из защитных рефлексов с кожи новорожденного имеется мигательный носовой -
движение рук на раздражение слизистой носа, ушной - то же, при щекотании наружного
слухового прохода. Сформированы болевые и температурные рецепторы, при действии
на них соответствующей информации появляются и соответствующие рефлексы, особенно
в области лица.
Четко выражены рефлексы с вестибулярнного аппарата - установочный лабиринтный
рефлекс головы, установочный с туловища на голову и шейный тонический. Эти
рефлексы хорошо просматриваются в первом полугодии и к концу первого года
жизни ослабляются и пропадают. Новорожденные хорошо различают сладкое, горькое,
кислое и соленое. Сладкое вызывает сосательные движения, а остальные - сморщивание
лица, закрывание глаз, искривление рта, выпячивание губ и языка.
Новорожденные могут различать и звуки, а к 3-5 месяцам могут фиксировать взором
предмет, возникает ориентировочно- исследовательский рефлекс: поворачивание
глаз и головы к источнику света.
Уже на второй неделе возникает условный пищевой рефлекс в виде сосательных
движений в ответ на положение для кормления. В течение 5-8 недель
вырабатываются со всех сенсорных систем двигательные и оборонительные условные
рефлексы.
Важным в этот период для ребенка является режим сна, питания, закаливания
и физических упражнений - как пассивных (включая массаж), так и активных.
К 8-10 месяцам ребенок хорошо реагирует на окружающих людей. В течение всего
первого года жизни и в последующем с ребенком следует как можно больше разговаривать
в эмоционально-положительном тоне. Реакция на слова проявляется с 4 месяцев,
а после 6 месяцев возникают первые проявления речи. На ребенка слово вначале
действует лишь в составе комплексных раздражителей и только постепенно приобретает
значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного
сигнала (к концу первого года). Первые слова самого ребенка - это просто звуковвые
обозначения определенных лиц и предметов.
В возникающей речи ребенка следует различать понимание речи (сенсорная речь)
и ее воспроизведение (моторная речь). Вначале возникает понимание речи, а
затем эти два процесса увязываются.
У годовалого ребенка постепенно формируется система адекватных действий с
предметами, происходит интенсивное накопление фонда речедвигательных условных
рефлексов. На втором году у ребенка происходит соединение слов в фразы и их
автоматизация. Речевые фразы вначале коротки до 10 слов, затем увеличиваются.
К концу 2 года словарный запас ребенка должен составлять 400-800 слов, к концу
третьего - от 5000 и более. Поведение ребенка постепенно становится целенаправ-
ленным и организованным, особенно при использовании развивающих игр, что ускоряет
процесс формирования внутренней речи (речевых обобщений).
К четырем годам дети хорошо осваивают чтение, счет, письмо, компьютерные игры.
К 5 годам на фоне общего снижения эффективной сферы начинает преобладать словесное
мышление с внутренней речью (до 5 лет преобладает эмоциональное мышление с
элементами анализа).
К 6 годам развитие коры головного мозга приближается к уровню взрослого человека,
поэтому развивающие возможности СК-терапии резко уменьшаются, целенаправленно
повлиять на архитектонику мозга становится почти невозможно. Поэтому в СК-терапии
возраст до 5-6 лет считается единственно благоприят- ным для эволюционного
онтогенетического