мы живем в
довольно странное время в известном смысле, так как школы быстро исчезают.
Тридцать или сорок лет назад вы могли найти школы разных направлений,
которые практически не существуют теперь или их более трудно отыскать.
В. Исчезают ли они на Востоке так же, как и на Западе?
О. Я, конечно, имею в виду Восток. На Западе они прекратили свое
существование давно.
Но о школах, я полагаю, мы должны говорить отдельно. Это очень
интересный вопрос, так как мы не знаем, как правильно разделять их. Имеются
школы разных направлений.
* * *
В. В каких условиях лучше начинать самонаблюдение, -- когда мы
занимаемся чем-то неважным или когда вовлечены в сложное дело?
О. Нет. Вы должны пытаться наблюдать себя в различных условиях, не
только в одних и тех же.
В. Хорошо ли затем анализировать?
О. Нет. Вообще говоря, в начале и в течение длительного времени не
должно быть анализа. Чтобы анализировать, вы должны знать законы: почему
события случаются так и не могут случиться 'иначе. Поэтому, прежде чем вы не
узнаете законы, лучше не пытаться анализировать. Только наблюдать вещи, как
они есть, и пытаться отнести их к эмоциональной, интеллектуальной,
двигательной или инстинктивной функциям. Каждая из этих функций имеет свой
собственный центр или разум, через который она проявляется.
В связи с функциями и состояниями сознания, и с точки зрения его
возможной эволюции, человек делится на семь категорий. Люди рождаются только
в одной из трех первых категорий. Человек, в котором преобладает
инстинктивная или двигательная функция и в котором интеллектуальная и
эмоциональная функции менее развиты, называется человеком No 1; но если над
другими функциями преобладает эмоциональная функция, он называется человеком
No 2; и если преобладает интеллектуальная функция, он является человеком No
3. Выше этих трех видов людей, но не родившимся
ГЛАВА 1
27
таковым, является человек No 4. Это означает начало изменения главным
образом в сознании, но также в знании и способности к наблюдению.
Следующим идет человек No 5, который уже развил в себе третье состояние
сознания, то есть самосознание, и в котором работает высшая эмоциональная
функция. Следующим является человек No 6 и, наконец, человек No 7, имеющий
полное объективное сознание и в котором работает высшая интеллектуальная
функция.
В. Как можно распознать более высокого человека, чем мы сами, если не
знаем, что искать?
О. Когда мы узнаем лучше, чего нам не достает, чем является то, что мы
приписываем себе, но чем не владеем, мы начнем видеть нечто, хотя в
действительности сможем отличить людей более высокого уровня только по их
знанию. Если они знают нечто, чего не знаем мы, и если мы осознаем, что
никто еще не знает этого и что это не могло быть изучено каким-либо обычным
образом, то это может служить в качестве указателя.
Попытайтесь подумать немного о характеристиках этих семи категорий
человека. Например, какие могут быть общие характеристики человека 1, 2 и З?
Прежде всего, сон. Человек 1, 2 и 3, прежде чем он начнет изучать себя в
связи с какой-либо системой, которая даст ему возможность самоизучения,
проводит всю свою жизнь во сне. Он только выглядит проснувшимся, но в
действительности он никогда не просыпается или случайно просыпается на один
момент, взглянет вокруг и снова впадает в сон. Это есть первая
характеристика человека 1, 2 и 3. Второй характеристикой является тот факт,
что хотя он имеет много различных 'я', некоторые из этих 'я' даже не знают
друг друга. Человек может иметь совершенно определенные отношения,
определенные убеждения и определенные взгляды и, с другой стороны, он может
иметь совершенно другие убеждения, совершенно другие взгляды, совершенно
другие симпатии и другие антипатии, и они не знают друг о друге. Это одна из
главных характеристик человека 1, 2 и 3. Люди очень разделены, и они не
знают и не могут знать об этом, ибо каждое из этих 'я' знает только
некоторые 'я', которые оно встречает по ассоциациям; другие 'я' остаются
совершенно неизвестными. 'Я' разделены в соответствии с функциями: имеются
интеллектуальные, эмоциональные, инстинктивные и двигательные 'я'. Вокруг
себя они кое-что знают, но вне этого они не знают ничего,