Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

иначе его знание будет просто словами. Если

знание дается нескольким людям, один из них получает его, а другие не

получают. Почему? Очевидно потому, что их бытие различно.

В. Мне не совсем ясно, что такое 'бытие'?

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Это -- вы, то, чем вы являетесь. Чем больше вы знаете себя, тем

больше вы знаете свое бытие. Если вы никогда не изучали, что у вас есть

бытие, то бытие всех людей будет одинаковым для вас. Если вы спросите у

человека, который никогда не слышал о самовоспоминании, может ли он

вспомнить себя, то он скажет, что может. Это -- одно бытие. Другой знает,

что он не вспоминает себя -- это другое бытие. Третий начинает вспоминать

себя -- это третье бытие. Вот как надо понимать это.

Мы понимаем разницу предметов, но в обычном мышлении мы не понимаем

разницу бытия. Что мы изучаем в этой системе? Первое -- что мы не являемся

одним, что мы имеем много 'я', что в управлении нет центрального 'я'. Это

состояние нашего бытия. Результатом является механичность -- мы являемся

машинами. Если мы сумеем быть менее механичными, менее разделенными в самих

себе, если сумеем в большей степени контролировать себя, это будет означать,

что наше бытие изменилось.

Когда я встретился с настоящей системой, она показала мне, что

изменение бытия является необходимым, так как мы не то, что думаем о себе.

Если бы мы были тем, что думаем о себе -- если бы мы имели сознание, волю,

если бы могли 'делать', тогда необходимым было бы только знание. Но все мы

думаем о себе отлично от того, чем являемся в действительности. И именно эта

разница между тем, чем мы являемся, и тем, что думаем о себе, показывает,

чего недостает в нашем бытии. Таким образом, необходимы две вещи: изменение

знания и изменение бытия.

В. Но мы постоянно меняемся!

О. Нет, мы находимся в одной комнате, двигаясь из одного угла в другой,

не меняясь. В одном углу мы думаем, что мы нечто одно, в другом углу, -- что

мы нечто другое. Мы не можем измениться именно потому, что ходим из одного

угла в другой. То, что выглядит как изменение, является изменением через

подражание, изменением условий симпатий и антипатий.

Обычно уровень нашего сознания всегда движется вверх и вниз. 'Вниз'

означает, что мы находимся ближе ко сну, 'вверх' означает, что находимся

ближе к возможности пробуждения. Мы никогда не находимся точно в одном и том

же состоянии, но эти малые изменения означают только отметки времени на

одном и том же месте.

Таким образом, вы видите, что эволюция человека вполне возможна, но она

возможна только путем изменения знания и изменения бытия, а изменение бытия

означает достижение сознания. Это не может прийти само по себе, это не может

'случиться'.

В. Достигает ли человек познания себя посредством самонаблюдения?

ГЛАВА II

59

О. Самонаблюдение связано с определенной практикой. Если вы только

начинаете наблюдение того, как все кругом происходит, вы поначалу многое

пропустите, но если вы попытаетесь бороться против некоторых вещей, которые

заметите за собой, например, против небольших привычек, вы сразу увидите

многое из того, что обычно не замечаете. Каждый имеет много небольших

привычек: привычку ходьбы, привычку двигать руками, привычку сидеть, стоять,

говорить определенным образом. Эта борьба -- не для каких-либо особых

результатов, но просто для самонаблюдения. Возможно, позднее вы найдете, что

должны отделаться от некоторых привычек, но в настоящее время эта борьба

должна быть просто для самоизучения.

В то же самое время, если мы хотим развить сознание и улучшить наши

функции, почти с самого начала самонаблюдения нам советуют пытаться

останавливать некоторые наши функции, которые не только бесполезны, но

определенно вредны. Например, в наблюдении себя, особенно в наблюдении

эмоциональной функции, пытайтесь останавливать насколько возможно всякое

выражение отрицательных эмоций. Жизнь многих людей практически состоит из

этого, они выражают отрицательные эмоции в каждый возможный момент, по

любому случаю, -- подходящему или неподходящему, они всегда могут находить

что-либо ошибочное во всем. Главным стремлением человека 1, 2 и 3 является

стремление ~< немедленно выражать все свои отрицательные эмоции. Если он

делает усилие остановить это выражение, оно дает