Сначала это трудно увидеть в большом масштабе, но
скоро вы увидите это в самих себе. При изучении себя, если вы попытаетесь
сделать некоторые вещи, которые обычно не делаете, например, если вы
попытаетесь помнить себя, если вы попытаетесь осознать себя, то очень скоро
увидите, сможете ли вы 'делать' что-либо или нет. И в большинстве случаев вы
найдете, что не сможете делать это.
В. Если мы ничего не можем делать с собой, как люди 1, 2 или 3, должны
ли мы прибегать к некоторому внешнему посредству, если хотим стать
сознательными?
0. Нет внешних посредников, которых мы могли бы пригласить, ибо мы
являемся механичными. Мы ничего не можем делать, но имеются различия в
делании, и самонаблюдение покажет это;
например, мы можем проявить некоторое сопротивление. Мы можем иметь
некоторое желание, некоторое стремление, но мы можем проявить сопротивление
этому желанию и можем продолжать сопротивление ежедневно. В совсем малых
вещах мы имеем выбор, поэтому, хотя мы не можем 'делать', имеется много
небольших вещей, которые мы можем делать в настоящее время. Например, мы
можем пытаться осознать себя. Конечно, мы можем не делать этого в течение
продолжительного времени. Но пытаемся мы или нет? Вот в чем вопрос. В
наблюдении различных наших действий мы видим, что хотя в принципе человек 1,
2 или 3 ничего не может 'делать', однако, если он заинтересован в чем-либо,
если начинает хотеть чего-то большего, чем обычно, тогда он не всегда
находится на одном и том же уровне и может выбрать моменты, когда он может
начать делать в некотором элементарном смысле.
Другой очень важной проблемой, которую мы должны рассмотреть, является
идея о добре и зле в настоящей системе, ибо обычно взгляды людей на эту идею
очень запутаны и необходимо установить для самого себя, как понимать ее. С
точки зрения этой системы имеются только две вещи, которые можно сравнивать
или • рассматривать в человеке, -- проявления механических законов и
у-проявления сознания. Если вы хотите найти примеры того, что вы называете
добрым или дурным, для того, чтобы прийти к некоторому стандарту, вы сразу
увидите, что то, что мы называем злом, всегда является механическим, оно
никогда не может быть сознательным;
и то, что мы называем добром, всегда сознательно, оно не может быть
механическим. Надо потратить много времени для того, чтобы---
32
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
увидеть причину этого, ибо эти понятия механического и сознательного
смешаны в вашем уме. Мы никогда не описываем их правильным образом, поэтому
это ближайший вопрос, который вы должны рассмотреть и изучить.
Далее, в связи с вопросом о добре и зле мы должны попытаться понять
относительные положения морали и совести. Что такое мораль и что такое
совесть? Прежде всего мы можем сказать, что мораль непостоянна. Она различна
в различных странах, в различных столетиях, в различных десятилетиях, в
различных классах, у людей различного образования и т. д. То, что может быть
нравственным на Кавказе, может быть безнравственным в Европе. Например, в
некоторых странах месть является наиболее нравственной вещью; если человек
отказывается убить кого-то, кто убил его дядю, его будут рассматривать как
наиболее безнравственного человека. Но в Европе никто не будет думать таким
образом, в действительности большинство людей будут думать, что человек
очень безнравственен, если убивает кого-либо, даже того, кто убил его дядю.
Поэтому мораль всегда различна и всегда меняется. Но совесть никогда не
меняется. Совесть -- это род эмоционального понимания истины в некоторых
определенных отношениях, обычно в отношении к поведению, к людям и т. д. Она
всегда одна и та же; она не может изменяться и не может различаться в той
или другой нации, в той или другой стране, в том или ином человеке.
Попробуйте связать в вашем уме то, что я сказал об изучении добра и
зла, механичности и сознательности, морали и совести, а затем поставить
вопрос: 'Возможно ли сознательное зло?' Это потребует изучения и наблюдения,
но с точки зрения этой системы существует определенный принцип, что
сознательное зло невозможно; механичность должна быть бессознательной.
В. Понятие о зле, которое всегда несознательно, довольно трудно для
понимания. Можете ли вы объяснить это более подробно?
0. Прежде всего