они вне нашего уровня. С этой точки зрения
все обычное искусство, искусство человека 1, 2 и 3 именуется субъективным
искусством, ибо оно основано только на субъективном понимании или
субъективном ощущении вещей.
В науке легче понять эту разницу. Конечно, наука человека 1, 2 и 3 --
это все, что мы знаем. Она применяет настоящее состояние сознания человека и
настоящие функции в качестве инструмента для получения определенных
результатов. Наука человека No 4 начинается с улучшения инструментов. Если
вы должны работать в какой-то особой области науки, вы имеете определенный
инструмент для этой работы и получаете определенные результаты. Но допустим,
что вы можете иметь лучший инструмент, тогда вы немедленно получите лучшие
результаты. Таким образом, наука человека No 4 связана с улучшением
инструмента познания, с улучшением функций и состояния сознания человека.
В. Можете ли вы сказать нам больше о том, что представляет собой
человек 1, 2 и З?
О. Это относится к центру тяжести в моменты важных решений. Человек No
3 будет действовать, исходя из теории, человек No 2 -- на основе
эмоциональных симпатий и антипатий, человек No 1 -- на основе физических
симпатий и антипатий.
В. Для того, чтобы понять примеры сознательного искусства, должен ли
человек иметь знания, которых обычный человек не получил?
0. Не только знание, но знание и бытие. В нас есть две стороны, которые
должны быть развиты.
Говоря о знании и бытии, необходимо начать с самого начала. Попытайтесь
вспомнить, как вы смотрели на это сами, каково было ваше отношение к этим
двум идеям прежде, чем вы встретились с настоящей системой. Все мы находимся
в одинаковом положении. Мы хотим знания, но не понимаем, что в нас самих
имеются препятствия, которые мешают нам достигнуть этого знания.
ГЛАВА II
57
Я начну с самого себя. Прежде чем я встретил эту систему, я много читал
и делал много экспериментов. В результате экспериментов я получил интересные
состояния, понял несколько законов и, естественно, хотел продолжения этих
состояний. Но я увидел, что для этого надо было иметь больше знания. Затем я
встретился с этой системой. В этой системе особенное внимание было
направлено на бытие. Согласно этой системе, большее знание приобрести
невозможно до тех пор, пока не изменится бытие.
Вскоре после того, как мы услышали о знании и бытии, наши группы
разделились на два лагеря. Первый лагерь думал, что весь вопрос был в
изменении бытия, что с изменением бытия мы получим больше того знания,
которое уже имеем. Второй лагерь (к которому, как я полагал, принадлежал я
один) говорил, что даже в нашем теперешнем состоянии бытия мы можем получить
значительно больше знания, чем имеем, что мы не настолько насыщены знанием,
чтобы не смогли поглотить его еще больше.
Позже я понял, что необходимо и то, и другое. Возьмем для примера двух
человек: один знает четыре правила арифметики, другой не знает их.
Естественно, что первый будет в лучшем положении, хотя уровень бытия
одинаков. Чем больше человек знает в математике, тем лучше его положение в
определенной профессии. Следовательно, знание может увеличиться даже при
одинаковом бытии. И он может знать больше не только в математике, он может
знать много других вещей, иметь больше психологического знания.
С другой стороны, вы заметите, что когда вы даете знание двум людям (я
говорю о психологическом знании), то один приобретает это знание, тогда как
другой не может. Очевидно, что его бытие не подготовлено. Следовательно, в
этом отношении люди не находятся в одинаковом положении.
Соотношение знания и бытия -- это очень большой вопрос. Я хочу, чтобы
вы подумали о нем в связи с тем, что я только что сказал. Попытайтесь найти
ваши собственные примеры. Знание может вести очень далеко. Вопрос в том,
может ли человек воспринять его? Может ли человек усвоить его? Один род
знания мы можем получить, другой род -- не можем, поэтому мы не в состоянии
говорить о знании общими словами. Например, возьмем психологическое знание:
такими, какими мы являемся, мы можем выучить очень много, и многие вещи
могут стать более ясными. Но в каждый момент знание человека зависит от его
бытия. Это то, что мы не понимаем. Человек может получить столько знания,
сколько позволяет его бытие,