Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

они вне нашего уровня. С этой точки зрения

все обычное искусство, искусство человека 1, 2 и 3 именуется субъективным

искусством, ибо оно основано только на субъективном понимании или

субъективном ощущении вещей.

В науке легче понять эту разницу. Конечно, наука человека 1, 2 и 3 --

это все, что мы знаем. Она применяет настоящее состояние сознания человека и

настоящие функции в качестве инструмента для получения определенных

результатов. Наука человека No 4 начинается с улучшения инструментов. Если

вы должны работать в какой-то особой области науки, вы имеете определенный

инструмент для этой работы и получаете определенные результаты. Но допустим,

что вы можете иметь лучший инструмент, тогда вы немедленно получите лучшие

результаты. Таким образом, наука человека No 4 связана с улучшением

инструмента познания, с улучшением функций и состояния сознания человека.

В. Можете ли вы сказать нам больше о том, что представляет собой

человек 1, 2 и З?

О. Это относится к центру тяжести в моменты важных решений. Человек No

3 будет действовать, исходя из теории, человек No 2 -- на основе

эмоциональных симпатий и антипатий, человек No 1 -- на основе физических

симпатий и антипатий.

В. Для того, чтобы понять примеры сознательного искусства, должен ли

человек иметь знания, которых обычный человек не получил?

0. Не только знание, но знание и бытие. В нас есть две стороны, которые

должны быть развиты.

Говоря о знании и бытии, необходимо начать с самого начала. Попытайтесь

вспомнить, как вы смотрели на это сами, каково было ваше отношение к этим

двум идеям прежде, чем вы встретились с настоящей системой. Все мы находимся

в одинаковом положении. Мы хотим знания, но не понимаем, что в нас самих

имеются препятствия, которые мешают нам достигнуть этого знания.

ГЛАВА II

57

Я начну с самого себя. Прежде чем я встретил эту систему, я много читал

и делал много экспериментов. В результате экспериментов я получил интересные

состояния, понял несколько законов и, естественно, хотел продолжения этих

состояний. Но я увидел, что для этого надо было иметь больше знания. Затем я

встретился с этой системой. В этой системе особенное внимание было

направлено на бытие. Согласно этой системе, большее знание приобрести

невозможно до тех пор, пока не изменится бытие.

Вскоре после того, как мы услышали о знании и бытии, наши группы

разделились на два лагеря. Первый лагерь думал, что весь вопрос был в

изменении бытия, что с изменением бытия мы получим больше того знания,

которое уже имеем. Второй лагерь (к которому, как я полагал, принадлежал я

один) говорил, что даже в нашем теперешнем состоянии бытия мы можем получить

значительно больше знания, чем имеем, что мы не настолько насыщены знанием,

чтобы не смогли поглотить его еще больше.

Позже я понял, что необходимо и то, и другое. Возьмем для примера двух

человек: один знает четыре правила арифметики, другой не знает их.

Естественно, что первый будет в лучшем положении, хотя уровень бытия

одинаков. Чем больше человек знает в математике, тем лучше его положение в

определенной профессии. Следовательно, знание может увеличиться даже при

одинаковом бытии. И он может знать больше не только в математике, он может

знать много других вещей, иметь больше психологического знания.

С другой стороны, вы заметите, что когда вы даете знание двум людям (я

говорю о психологическом знании), то один приобретает это знание, тогда как

другой не может. Очевидно, что его бытие не подготовлено. Следовательно, в

этом отношении люди не находятся в одинаковом положении.

Соотношение знания и бытия -- это очень большой вопрос. Я хочу, чтобы

вы подумали о нем в связи с тем, что я только что сказал. Попытайтесь найти

ваши собственные примеры. Знание может вести очень далеко. Вопрос в том,

может ли человек воспринять его? Может ли человек усвоить его? Один род

знания мы можем получить, другой род -- не можем, поэтому мы не в состоянии

говорить о знании общими словами. Например, возьмем психологическое знание:

такими, какими мы являемся, мы можем выучить очень много, и многие вещи

могут стать более ясными. Но в каждый момент знание человека зависит от его

бытия. Это то, что мы не понимаем. Человек может получить столько знания,

сколько позволяет его бытие,