Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

ему материал для

наблюдения, и он видит самого себя под другим углом зрения. Если он делает

усилие в этом направлении, он очень скоро убеждается, что не имеет воли, так

как остановка выражения отрицательных эмоций является наиболее трудной. В то

же время это необходимо.

Другой бесполезной функцией является разговор; мы говорим слишком

много. Мы говорим, и говорим, и говорим, и мы никогда не замечаем этого.

Обычно мы думаем, что говорим очень мало, даже слишком мало, но особенно те

люди, которые говорят больше всего, думают, что они никогда не говорят. Это

очень полезная тема для наблюдения. Вы увидите, как проходит ваш день,

сколько механических вещей вы говорите в одних условиях и сколько других

механических вещей в других условиях. Или вы заметите, что говорите и

говорите, потому что это доставляет вам удовольствие или заполняет ваше

время. Необходимо наблюдать это и останавливать по крайней мере некоторые из

этих бесполезных разговоров. Разговор, воображение, ложь и выражение

отрицательных эмоций являются нашими главными функциями.

Теперь, если вы хотите спросить меня о чем-либо, то я попытаюсь

объяснить. Мы должны пытаться не только изучать эти идеи в той

60

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

форме, в которой они даются, но также применять их в связи с различными

проблемами. Они дают хорошие ключи для решения многих из них.

В. Когда вы говорите о лжи, относите ли вы это только к тому, что мы

говорим, или также к нашим мыслям?

О. В настоящее время вполне достаточно рассматривать только то, о чем

мы говорим. Позднее мы должны будем изучать также наши мысли, которые

являются ложью самим себе. Это одно и то же, но мы должны начинать с того,

что мы говорим, и вначале от нас потребуются некоторые усилия, чтобы

обнаружить ложь. Ложь всегда говорит о вещах, которых мы не знаем. Мы не

называем ее ложью, это есть наше бегство, мы даем ей какое-либо хорошее имя

и затем можем принять ее.

В. Мне хотелось бы знать более точно, что подразумевается под бытием. Я

понял, что это есть нечто более постоянное, как бы противоположное

некоторому роду переменного собрания 'я'.

О. Не слишком усложняйте это. Все в вас является вашим бытием, знание

является отдельным. Вы можете отчетливо представить себе отдельно все, что

знаете, но все, чем вы являетесь, не считая того, что вы знаете, есть ваше

бытие. В этом делении вы состоите из двух вещей: что вы знаете и чем вы

являетесь. С точки зрения развития, идея состоит в том, что работы над

знанием без работы над бытием недостаточно. Знание ограничивается бытием.

Если вы получаете больше знания в том состоянии, в котором находитесь, вы не

будете способны применять его, понять его, согласовать его. Развития знания

недостаточно, ибо в некоторый момент оно остановится и вместо того, чтобы

вести вас вперед, будет вести вас назад, ибо если ваше приобретение знания

не сопровождается изменением бытия, все ваше знание искажается в вас. Тогда,

чем большего знания вы достигли, тем хуже это будет для вас.

В. Какая часть бытия играет роль в приобретении знания?

О. Бытие есть наше состояние. В одном состоянии вы можете приобрести

некоторое знание, но если разовьется другое состояние, вы можете приобрести

больше знания. Если вы являетесь разделенным на различные 'я', которые все

противоречат друг другу, то очень трудно достичь знания, так как каждая

часть будет приобретать его сама по себе и понимать его сама по себе,

поэтому вы немного поймете. Если вы становитесь одним, тогда, конечно, будет

легче достичь знания, помнить его и понять его. Бытие означает состояние,

внутренние условия все вместе, не отдельно.

В. Растет ли наше бытие вместе со знанием?

О. Нет, бытие не может расти само по себе. Знание, даже очень хорошее,

не может заставить бытие расти. Вы должны работать над знанием и бытием

раздельно, иначе вы перестанете ПОНИ-

ГЛАВА //

61

мать то знание, которое приобретаете. Работа над бытием является иной

работой -- необходимо иное усилие.

Вообще говоря, мы знаем больше о нашем знании, чем о нашем бытии. Мы

знаем, как мало мы знаем о самих себе, как в каждый момент делаем ошибки во

всем; мы знаем, что мы не можем предвидеть вещи, не можем понять людей, не

можем понять вещи. Мы знаем все это и понимаем, что