что подразумевается под бытием, уровнями бытия, изменением бытия.
Настоящая система говорит, что все -- силы, энергия, различного рода
деятельность, все они зависят от уровня бытия. Мы не можем знать больше
вследствие нашего уровня бытия. В то же время малейшая разница в уровне
бытия раскрывает новые возможности для знания и для 'делания'. Все наши силы
определяются нашим уровнем бытия.
В. Я понял так, что все мы находимся на одном и том же уровне.
О. Да, по сравнению с человеком No 4. Но имеются люди, которые
находятся дальше от уровня человека No 4, и другие, которые находятся ближе
к нему. Как и во всем другом, здесь имеются степени. Существует значительное
расстояние между двумя уровнями, но существуют и промежуточные состояния. То
же самое в нас: каждый из нас может быть различным в различные моменты.
Имеется небольшая разница между людьми, но недостаточно измерять бытие.
Все нормальные люди рождаются на одном и том же уровне и имеют одинаковые
возможности. Никто не может родиться выше, чем на обычном уровне. Мы не
можем достигнуть чего-либо без специальной тренировки. Незначительными
различиями среди людей являются различия в функциях, но действительным
различием бытия является различие состояния сознания. Различие в функции
есть одностороннее различие.
В. Можете ли вы подробнее объяснить степени различия между нами и
человеком No 4? Я хочу понять.
О. Это правильный вопрос; и вы можете понять это путем наблюдения
других людей и себя. Имеются люди No 1, 2 и 3, которые вообще не
интересуются возможностью развития, или достижением знания, или чем-либо
подобным. Затем есть те, которые имеют возможность некоторого понимания, но
оно движется от одной вещи к другой -- ненаправленный интерес. Затем может
быть направленный интерес, начало магнетического центра, встреча с влиянием
С и т. д. Поэтому человек 1, 2 и 3 может быть очень разным -- он может быть
ближе к возможности развития, дальше от этих возможностей или даже без
каких-либо возможностей.
В. Как может человек понять знание других людей, если сам не находится
на том же уровне?
О. Имеете ли вы в виду того, кто может учить, кому человек может
доверять и т. д.? На том уровне, где мы находимся, мы
ГЛАВА и
67
можем судить о знании людей, но не об их бытии. Мы можем видеть
безошибочно, кто знает больше. Но в бытии мы легко можем ошибиться.
Допустим, вы встречаете кого-либо, кто знает больше, чем вы, но вы
подозреваете, что его бытие ниже. Вы ошибаетесь, ибо не ваше дело судить о
его бытии. Оставьте его бытие в покое и попытайтесь поучиться у него. Мы не
способны видеть уровни бытия более высокие, чем наш собственный; мы можем
судить об уровне бытия только на том же уровне, что и наш, или более низком.
Важно помнить этот принцип.
В. Является ли настоящая система системой знания?
О. Настоящая система -- не столько система знания, сколько система
мышления. Она показывает, как думать иначе, что означает думать иначе,
почему лучше думать иначе. Думать иначе означает думать в иных категориях.
Одна вещь имеется на нашем пути -- мы не знаем, что означает 'знать'.
Мы должны попытаться понять, что значит знать; это поможет нам понять, что
значит думать в новых категориях.
В. Каково происхождение настоящей системы?
0. Я не буду говорить о деталях, но о принципе -- о том, каково должно
быть ее происхождение в принципе. Чтобы служить полезной цели, иметь
какой-либо вес, учение должно исходить от людей более высокого разума, чем
наш, иначе оно не поможет и мы останемся на том же уровне. Если учение
исходит из более высокого уровня, мы можем чего-то ожидать. Если оно исходит
из того же уровня, что и наш, мы не можем ничего ожидать. Мы имеем
достаточно материала для оценки. Мы можем спросить себя:
было ли оно изобретено на том же уровне, что и наш, или на другом
уровне? Если количество материала, который мы имеем, не дает нам возможности
судить, то мы должны ждать. Но только мы сами должны оценить. Если я скажу
вам свое суждение, то вы не сможете проверить это. Полезно размышлять о нем;
вы должны найти ответы для самих себя.
В. Передавалась ли эта система через поколения в течение веков?
0. Как вы можете проверить это?
В. Я поверю вашему слову.