0. Оставьте такие случаи в покое. Что является важным, так это люди или
'я' в нас, приходящие и останавливающие нашу работу. Например, отрицательная
эмоция приходит и останавливает работу. Это то, что мы должны предупреждать.
В. Случай не обязательно будет всегда плохим случаем. Он может быть
также и счастливым, не так ли?
0. Совершенно верно. Но нашей целью является отделаться от случая, и
спустя некоторое время, если мы работаем, мы можем стать свободными как от
хороших, так и от плохих случаев. Спросите себя, будет ли это лучше.
Попытайтесь понять, как много мы ожидаем от хороших случаев и какая трудная
жизнь настала бы, если бы мы должны были все 'делать' и если бы ничего не
'случалось'.
ГЛАВА IV
117
В. Свободен ли частично от закона случая тот, кто находится в школе?
0. Нет, это было бы слишком просто. Только одно пребывание ничего не
меняет. Я только что объяснял, что человек начинает выходить из-под влияния
закона случая, если он приобретает то, что мы называем центром тяжести, что
означает, что работа над собой становится особенно важной, достаточно
важной, чтобы занять обширное место в жизни человека. Это создает некоторого
рода равновесие и постепенно освобождает от случая.
В. Имеете ли вы в виду, что если мы более сознательны, то мы не
подвергаемся влиянию закона случая?
0. Опять-таки, сознательное бытие не делает этого само по себе.
Прекращение внутренних случайностей будет делать нас более свободными от
внешних случайностей. В нас наличествует слишком много случайных вещей, и,
как я сказал, мы можем отделаться от этих случайных вещей только путем
создания центра тяжести, некоторого постоянного веса, веса в том смысле, что
он сохраняет нас более уравновешенными. А для этого мы нуждаемся в школе.
В. Почему вы так уверены, что никто не может развиваться иначе, чем
через школу?
0. Имеется много трудностей. Если вы попытаетесь понять эти трудности,
вы увидите, что без метода и без помощи никто не может двигаться -- человек
будет оставаться тем, кем он является, или, вернее, человек будет идти вниз,
ибо ничто не остается в одном и том же состоянии. Если человек не
развивается, он опускается. В жизни, в обычных условиях, все идет вниз, или
одна способность может развиваться за счет другой. Способности не могут
развиваться без помощи школы, ибо необходимы система и метод.
Но, прежде чем говорить о том, почему необходимы школы, надо понять,
для кого они необходимы, так как школы не являются необходимыми для
огромного большинства людей. Они необходимы только тому, кто уже понимает
несоответствие знания, собранного обычным разумом, и кто чувствует, что сам
по себе, своей собственной силой, не может ни разрешить проблем, которые его
окружают, ни найти правильный путь. Только такие люди способны преодолеть
трудности, связанные с работой школы, и только для них необходимы школы.
И, чтобы понять, почему школы необходимы, человек должен представить
себе, что знание, идущее от людей высшего разума, может быть передано
одновременно только очень ограниченному числу людей и что необходимо
соблюдение серии определенных условий, без которых знание не может быть
передано правильно.
Наличие этих условий и невозможность действия без выполнения этих
условий объясняет необходимость организации. Передача знания
118
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
требует усилий как со стороны того, кто его получает, так и со стороны
того, кто его дает. Организация облегчает эти усилия или делает их
возможными. Эти условия не могут приходить сами по себе. Школа может быть
организована только в соответствии с некоторым определенным планом,
разработанным и известным много времени назад. В школах не может быть ничего
произвольного и импровизированного. Но школы могут быть различных типов,
соответствующих различным путям. Я буду говорить о различных путях позже.
В. Нельзя ли объяснить, в чем состоят эти условия?
О. Эти условия связаны с необходимостью одновременного развития знания
и бытия. Как я сказал раньше, развитие одного без соответствующего развития
другого дает неправильный результат. Школы необходимы, чтобы избежать такого
одностороннего развития и нежелательных результатов, связанных с ним.
Условия школьного обучения таковы, что