Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

Третье

состояние может быть названо самосознанием, и большинство людей, если их

спросят, скажут: 'Конечно, мы сознательны'! Необходимо достаточное время или

повторные и частые усилия самонаблюдения, прежде чем мы действительно

признаем факт, что мы не сознательны, что мы сознательны только

потенциально. Если нас спрашивают, мы говорим: 'Да, я сознателен', и в этот

момент мы действительно таковы, но в следующий момент мы перестаем

вспоминать себя и являемся несознательными. Таким образом, в процессе

самонаблюдения мы осознаем, что не находимся в третьем состоянии сознания,

что живем только в двух. Мы живем либо в спящем, либо в бодрствующем

состоянии, которое в настоящей системе называется относительным сознанием.

Четвертое состояние, которое называется объективным сознанием, недоступно

для нас, так как оно может быть достигнуто только через самосознание, то

есть через осознание сначала себя, и только значительно позднее мы можем

достичь объективного состояния сознания.

Таким образом, в одно время с самонаблюдением мы пытаемся осознать себя

путем поддержания ощущения 'я здесь' -- и ничего больше. И это факт, который

проглядела вся западная психология,

ГЛАВА 1

15

без единого исключения. Хотя многие подходили очень близко к этому, они

не распознали важность этого факта и не поняли, что состояние человека может

быть изменено -- что человек может помнить себя, если он пытается делать это

продолжительное

время.

Это вопрос не дня или месяца. Это очень продолжительное изучение,

изучение того, как устранить препятствия, так как мы не вспоминаем себя, не

сознаем себя вследствие многих ошибочных функций в нашей машине, и все эти

функции должны быть исправлены и правильно налажены. Когда большинство этих

функций налажены правильно, эти периоды самовоспоминания будут становиться

длиннее и длиннее, и если они становятся достаточно длинными, мы достигнем

двух новых функций. С самосознанием, которое является третьим состоянием

сознания, мы достигаем функции, называемой высшей эмоциональной, хотя она

соответствует интеллектуальной, так как на этом уровне нет разницы между

интеллектуальным и эмоциональным, той разницы, какая имеется на обычном

уровне. И когда мы приходим к состоянию объективного сознания, мы

приобретаем другую функцию, называемую высшей интеллектуальной. Явления

того, что я называю сверхнормальной психологией, принадлежат к этим двум

функциям; вот почему, когда я проводил эти эксперименты двадцать пять лет

назад, я пришел к заключению, что экспериментальная работа невозможна, так

как это вопрос не эксперимента, но изменения состояния

сознания.

Я только что дал вам некоторые общие идеи. Теперь постарайтесь

сформулировать, что вы не поняли, чтобы я объяснил лучше. Попытайтесь задать

любые вопросы, которые у вас возникнут, как относительно того, что я сказал,

так и ваши собственные вопросы. Таким образом будет легче начать.

В. Чтобы достичь высшего состояния сознания, необходимо ли постоянно

сознавать себя?

О. Мы не можем сделать это, поэтому не может быть и вопроса о

постоянном сознавании себя. Мы можем только говорить о начале. Мы должны

изучать себя в связи с указанным делением на различные функции тогда, когда

мы можем, -- когда мы помним Делать это, -- так как в этом мы зависим от

случая. Когда мы Помним, мы должны пытаться сознавать себя. Это все, что мы

Можем делать.

В. Можем ли мы быть способны сознавать наши инстинктивные

Функции?

О. Только ощущения. Внутренняя инстинктивная работа не нуждается в том,

чтобы стать сознательной. Она сознательна для самой себя, независимо от

интеллектуальной функции, и нет необходимости увеличивать это. Мы должны

пытаться сознавать себя

16

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

такими, какими видим себя, а не наши внутренние функции. Через

некоторое время мы сможем осознавать некоторые внутренние функции, которые

полезно осознавать, но пока нет. Вы видите, что мы не приобретаем каких-либо

новых чувств. Мы только лучше классифицируем наши обычные впечатления,

обычные вещи, которые получаем от жизни, от людей, от всего.

В. Правильно ли сказать, что когда изучают что-либо подобное вождению

автомобиля, интеллектуальная функция указывает двигательной функции, что

делать,