человек не может быть достаточно строгим к себе. И вопрос
не только в том, чтобы быть строгим -- человек просто не может помнить вещи
в нужное время, человек забудет или будет делать все наиболее легким
способом. Если бы было возможно работать самостоятельно, то школы были бы
тогда потерей времени, и системы не являлись бы необходимыми; но так как они
существуют, это значит, что без них нельзя обойтись. Человек сам по себе не
может иметь никакого плана, никакой системы. Как может он развиваться без
плана или системы? Как может быть выполнена любая работа? Как человек может
получить необходимое знание, понять свое положение, узнать, что делать?
Человек не может получить даже предварительного знания, с которого можно
начать.
122
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
В. Обязательно ли школы состоят из людей более высокого сознания?
0. Не состоят, мы не можем ожидать этого, но, как я сказал, школа не
может начинаться без знания, идущего от людей более высокого разума.
В. Поможет ли мне школа принять решения, которые будут воздействовать
на будущее?
О. Все, что я могу сказать, это следующее: то, что вы делаете сегодня,
будет создавать завтра, поэтому завтра зависит от того, что вы делаете
сегодня. Вы можете изменить будущее сейчас -- вот что должно быть понято. В
обычной жизни вы не можете что-либо изменить, но когда вы начинаете знать
больше, вы имеете больше сил для изменения.
* * *
Не все школы одинаковы. Для одного рода людей необходима школа одного
типа, для другого рода людей имеется школа другого типа. Нет универсальной
школы -- для любых людей. Это приводит нас к вопросу о различных путях. Но,
прежде чем говорить о путях, необходимо представить себе, что тысячи лет
назад люди пришли к идее о том, что человек может измениться, что он может
достичь чего-то, что он не получил. То, чего он может достичь, выражалось
различно с различных точек зрения, но общая идея была всегда одна и та же:
человек может развиваться, он может достичь чего-то нового. Так были
сформированы три пути, соответствующие делению человека на человека No 1, No
2 и No 3.
Первый путь -- путь Факира. Это долгий, трудный и ненадежный путь.
Факир работает над физическим телом, над подавлением физического страдания.
Второй путь -- это путь Монаха. Этот путь короче, более надежен и более
определенен. Он требует определенных условий, но больше всего он требует
веры, ибо если нет веры, то человек не может быть истинным монахом.
Третий путь -- это путь Йоги, путь знания и сознательности.
Когда мы говорим о трех путях, мы говорим об их принципах. В
действительности, в жизни они редко встречаются в чистой форме, большею
частью они смешаны. Но если вы знаете принцип, то, когда вы проходите
школьную практику, вы можете различить, какая практика принадлежит какому
пути. Когда мы говорим о йоге, мы в действительности принимаем только
джнана-йогу и раджа-йогу. Джнана-йога является йогой знания, нового пути
мышления. Она учит думать в различных категориях, не в категориях
ГЛАВА IV
123
пространства, времени и причинности. А раджа-йога является работой над
бытием, над сознанием.
Хотя во многих отношениях эти пути весьма эффективны, для них
характерно то, что наиболее трудным является первый шаг. С самого первого
момента вы должны отказаться от всего и делать то, что вам сказали. Если вы
сохраняете хотя бы одну небольшую вещь, вы не можете следовать ни одним из
этих путей. Поэтому, хотя три пути и являются хорошими во многих отношениях,
они недостаточно гибки. Например, они непригодны для нашего современного
образа жизни. Факир является преувеличением человека No 1 с сильным
преобладанием инстинктивно-двигательного центра. Монах является
преувеличением человека No 2 с развитым эмоциональным центром, но с другими
-- недоразвитыми. Йог является преувеличением человека No 3 с развитым
интеллектуальным центром и с другими недостаточно развитыми. Если бы
существовали только эти три пути, для нас ничего не осталось бы, ибо мы
слишком переучены для этих путей. Но имеется Четвертый Путь, особенный путь,
и он не является комбинацией других трех путей. Он отличается от других
путей прежде всего тем, что в нем нет никакого внешнего отказа от вещей, ибо
вся работа является