и что только в проистекающем из существа человека свободном
осуществлении интуиции выявляется нравственное и его ценность. Этический
индивидуализм в состоянии представить нравственность в ее полном
достоинстве, так как он полагает, что истинно нравственным является не то,
что внешним образом вызывает согласие воления с какой-либо нормой, а то, что
возникает в человеке, когда он развивает в себе нравственное воление как
часть всего своего существа, так что сделать что-либо безнравственное
явилось бы для него изуродованием, искалечением своего существа.
XIV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РОД
Воззрение, что человек предрасположен к развитию в себе совершенной,
самодостаточной, свободной индивидуальности, находится, по-видимому, в
противоречии с фактом, что он выступает в рамках определенного природного
целого как член этого целого (расы, племени, народа, семьи, мужского или
женского пола) и что он действует в рамках некоего целого (государства,
церкви и т.д.). Он несет в себе общие характерные особенности сообщества, к
которому он принадлежит, и придает своей деятельности содержание,
определяемое местом, которое он занимает в пределах некой множественности.
Возможна ли вообще при этом еще какая-нибудь индивидуальность? Можно ли
рассматривать самого человека как нечто само по себе целое, если он
вырастает из некоего целого и становится членом некоего целого?
Член целого определяется в своих свойствах и функциях через само целое.
Таким целым является племя, и все принадлежащие к нему люди несут в себе
особенности, обусловленные сущностью самого племени. Каков отдельный человек
и как он действует - это обусловлено характером племени. Вследствие этого
физногномия и поведение отдельного человека получают отпечаток родового.
Если мы спросим об основании, в силу которого то или иное свойство человека
является таким или иным, то мы будем вынуждены перейти от отдельного
существа к роду. Последний объясняет нам, почему что-либо появляется в нем в
наблюдаемой нами форме.
Но человек освобождает себя от этого родового элемента. Ибо
человеческое родовое, правильно переживаемочеловеком, не есть что-либо
ограничивающее его свободу и не должно ограничивать ее также с помощью
искусственных организаций. Человек развивает в себе свойства и функции,
определяющую основу которых мы можем искать только в нем самом. Родовое
служит ему при этом лишь средством выражения своей особой сущности в нем.
* Он пользуется сообщенными ему природой особенностями как основой и
придает ей сообразную своему собственному существу форму. Мы напрасно ищем
основания для какого-нибудь проявления этого существа в законах рода. Мы
имеем дело с индивидуумом, который может быть объяснен только через самого
себя. Если человек уже пробился до этого высвобождения из родового, а мы и
тогда силимся еще объяснить все, что в нем есть, из характера рода, то это
значит, что у нас нет органа для восприятия индивидуального.
Невозможно полностью понять человека, если положить в основу его оценки
понятие родового. Упорнее всего держится родовая оценка там, где дело идет о
поле человека. Мужчина почти всегда видит в женщине, а женщина в мужчине
слишком много присущего общему характеру противоположного пола и слишком
мало индивидуального. В практической жизни это вредит мужчинам меньше, чем
женщинам. Социальное положение женщины чаще всего оттого и бывает таким
недостойным, что оно во многих отношениях, где это должно было бы быть
именно так, обусловлено не индивидуальными особенностями отдельной женщины,
а общими представлениями, составленными себе относительно естественной
задачи и потребностей женщины. Участие мужчины в жизни сообразуется с его
индивидуальными способностями и склонностями; участие же женщины почему-то
должно быть обусловлено исключительно тем обстоятельством, что она именно
женщина. Женщине велено быть рабой родового, общеженского. Пока мужчины
спорят о том, годится ли женщина или не годится 'по своим естественным
задаткам' к тому или иному призванию, до тех пор так называемый жен ский
вопрос не сможет выйти из своей самой элементарной стадии. Чего может хотеть
женщина по своей природе - решение этого вопроса следует предоставить самой
женщине. Если верно, что женщины годятся только к тому призванию,