Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 2)

и что только в проистекающем из существа человека свободном

осуществлении интуиции выявляется нравственное и его ценность. Этический

индивидуализм в состоянии представить нравственность в ее полном

достоинстве, так как он полагает, что истинно нравственным является не то,

что внешним образом вызывает согласие воления с какой-либо нормой, а то, что

возникает в человеке, когда он развивает в себе нравственное воление как

часть всего своего существа, так что сделать что-либо безнравственное

явилось бы для него изуродованием, искалечением своего существа.

XIV. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И РОД

Воззрение, что человек предрасположен к развитию в себе совершенной,

самодостаточной, свободной индивидуальности, находится, по-видимому, в

противоречии с фактом, что он выступает в рамках определенного природного

целого как член этого целого (расы, племени, народа, семьи, мужского или

женского пола) и что он действует в рамках некоего целого (государства,

церкви и т.д.). Он несет в себе общие характерные особенности сообщества, к

которому он принадлежит, и придает своей деятельности содержание,

определяемое местом, которое он занимает в пределах некой множественности.

Возможна ли вообще при этом еще какая-нибудь индивидуальность? Можно ли

рассматривать самого человека как нечто само по себе целое, если он

вырастает из некоего целого и становится членом некоего целого?

Член целого определяется в своих свойствах и функциях через само целое.

Таким целым является племя, и все принадлежащие к нему люди несут в себе

особенности, обусловленные сущностью самого племени. Каков отдельный человек

и как он действует - это обусловлено характером племени. Вследствие этого

физногномия и поведение отдельного человека получают отпечаток родового.

Если мы спросим об основании, в силу которого то или иное свойство человека

является таким или иным, то мы будем вынуждены перейти от отдельного

существа к роду. Последний объясняет нам, почему что-либо появляется в нем в

наблюдаемой нами форме.

Но человек освобождает себя от этого родового элемента. Ибо

человеческое родовое, правильно переживаемочеловеком, не есть что-либо

ограничивающее его свободу и не должно ограничивать ее также с помощью

искусственных организаций. Человек развивает в себе свойства и функции,

определяющую основу которых мы можем искать только в нем самом. Родовое

служит ему при этом лишь средством выражения своей особой сущности в нем.

* Он пользуется сообщенными ему природой особенностями как основой и

придает ей сообразную своему собственному существу форму. Мы напрасно ищем

основания для какого-нибудь проявления этого существа в законах рода. Мы

имеем дело с индивидуумом, который может быть объяснен только через самого

себя. Если человек уже пробился до этого высвобождения из родового, а мы и

тогда силимся еще объяснить все, что в нем есть, из характера рода, то это

значит, что у нас нет органа для восприятия индивидуального.

Невозможно полностью понять человека, если положить в основу его оценки

понятие родового. Упорнее всего держится родовая оценка там, где дело идет о

поле человека. Мужчина почти всегда видит в женщине, а женщина в мужчине

слишком много присущего общему характеру противоположного пола и слишком

мало индивидуального. В практической жизни это вредит мужчинам меньше, чем

женщинам. Социальное положение женщины чаще всего оттого и бывает таким

недостойным, что оно во многих отношениях, где это должно было бы быть

именно так, обусловлено не индивидуальными особенностями отдельной женщины,

а общими представлениями, составленными себе относительно естественной

задачи и потребностей женщины. Участие мужчины в жизни сообразуется с его

индивидуальными способностями и склонностями; участие же женщины почему-то

должно быть обусловлено исключительно тем обстоятельством, что она именно

женщина. Женщине велено быть рабой родового, общеженского. Пока мужчины

спорят о том, годится ли женщина или не годится 'по своим естественным

задаткам' к тому или иному призванию, до тех пор так называемый жен ский

вопрос не сможет выйти из своей самой элементарной стадии. Чего может хотеть

женщина по своей природе - решение этого вопроса следует предоставить самой

женщине. Если верно, что женщины годятся только к тому призванию,