невозможно. Но живое
постижение разумеемого в этой книге интуитивного мышления естественно
приводит к дальнейшему живому вступлению в мир духовных восприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
(Дополнение к новому изданию 1918 г.)
Возражения, сделанные мне с философской стороны тотчас по появлении
этой книги, побуждают меня дополнить это новое издание нижеследующим
коротким рассуждением. Я вполне могу представить себе читателей, которые с
интересом отнесутся к остальному содержанию книги, но которым последующее
покажется излишним и чуждым им абстрактным сплетением понятий. Они могут
оставить это короткое рассуждение непрочитанным. Но только в философском
рассмотрении мира всплывают проблемы, берущие свое начало не столько в
естественном ходе всякого человеческого мышления, сколько в некоторых
предрассудках мыслителей. Все, что помимо этого трактуется в настоящей
книге, представляется мне задачей, касающейся каждого человека, который
взыскует ясности относительно существа человека и его отношения к миру.
Дальнейшее же является проблемой, рассмотрение которой требуется иными
философами, когда заходит речь об изложенных в этой книге вещах, поскольку
эти философы своим способом представлений создали себе определенные, не
всегда встречающиеся трудности. Если совсем пройти мимо этих проблем, то
некоторые лица поспешат бросить вам упрек в дилетантизме и тому подобное.
Тут же возникнет мнение, будто автор изложения, каковое представлено в этой
книге, не свел счетов с воззрениями, которые он не обсудил в самой книге.
Проблема, которую я здесь имею в виду, заключается в следующем:
существуют мыслители, полагающие, что это сопряжено с особенной трудностью,
когда хотят понять, каким образом душевная жизнь другого человека может
влиять на собственную (самого размышляющего). Они говорят: осознанный мною
мир замкнут во мне самом; другой осознанный мир также замкнут в себе самом.
Я не могу заглянуть в мир сознания другого человека. Каким же образом я
прихожу к убеждению, что живу с ним в одном общем мире? Мировоззрение,
считающее возможным заключать от осознанного мира к неосознанному, который
никогда и не может быть осознан, пытается разрешить это затруднение
следующим образом. Оно говорит: мир, находящийся в моем сознании, есть
только репрезентированный во мне мир какой-то сознательно мной не достижимой
действительности. В последнем содержатся неизвестные мне возбудители мира
моего сознания. В нем содержится также и моя действительная сущность,
которая равным образом лишь репрезентирована в моем сознании. Но в нем же
содержится и сущность другого, противостоящего мне человека. То, что
переживается в сознании этого другого человека, имеет свою соответствующую,
независимую от этого сознания действительность в его сущности. Последняя - в
области, которая никогда не может быть осознана - действует на мою
принципиальную, бессознательную сущность, вследствие чего в моем сознании
создается некое представительство того, что присутствует в совершенно
независимом от моего сознательного переживания сознании. Мы видим: к
достижимому для моего сознания миру здесь гипотетически примышляется другой,
недостижимый для него в переживании мир, так как иначе человек считал бы
себя вынужденным утверждать, что весь внешний мир, который кажется мне
лежащим передо мною, есть лишь мир моего сознания, а отсюда следовала бы -
солипсическая - нелепость, будто и все остальные люди живут лишь внутри
моего сознания.
Добиться ясности в этом вопросе, поднятом некоторыми
теоретико-познавательными течениями новейшего времени, можно, попытавшись
обозреть его с точки зрения того сообразного духу наблюдения, которое
изложено в этой книге. Что же я имею на первый взгляд перед собой, когда
стою перед другой личностью? Я обращаю внимание на ближайшее. Передо мной
данное мне как восприятие чувственное телесное явление другого лица; затем,
возможно, слуховое восприятие того, что оно говорит мне, и т. д. На все это
я не просто глазею, но оно приводит в движение мою мыслительную
деятельность. Когда я мысля стою перед другой личностью, восприятие
оказывается для меня как бы до некоторой степени душевно-прозрачным. Я
вынужден сказать себе при мысленном схватывании восприятия,