индивидуальность. Но большую или меньшую сферу своего существа
всякий человек постепенно освобождает как от родового начала животной жизни,
так и от господствующих над ним заповедей человеческих авторитетов.
В той же части, где человек не может завоевать себе такой свободы, он
представляет собой звено в пределах природного и духовного организмов. Он
живет в этом отношении так, как он перенимает это у других или как они это
ему предписывают. Этическую в подлинном смысле слова ценность имеет только
та часть его поведения, которая вытекает из его интуиции. А та доля
моральных инстинктов, которая содержится в нем путем унаследования
социальных инстинктов, становится этической благодаря тому, что он принимает
ее в свои интуиции. Из индивидуальных этических интуиции и из их усвоения
человеческими сообществами проистекает вся нравственная деятельность
человечества. Можно также сказать: нравственная жизнь человечества
представляет собой общую сумму порождений моральной фантазии свободных
человеческих индивидуумов. Таков итог монизма.
ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ
ВЫВОДЫ МОНИЗМА
Целостное объяснение мира, или разумеемый здесь монизм, заимствует
принципы, которыми он пользуется для объяснения мира, из человеческого
опыта. Источники деятельности он равным образом ищет внутри наблюдаемого
мира, а именно в нашей доступной самопознанию человеческой природе, и притом
- в моральной фантазии. Он отклоняет поиск последних основ предлежащего
нашему восприятию и мышлению мира вне самого этого мира посредством
абстрактных умозаключений. Для монизма единство, привносимое переживаемым
мыслящим наблюдением в многообразную множественность восприятий, есть
одновременно то самое единство, которое взыскуется человеческой потребностью
познания и посредством которого это последнее ищет доступа в физические и
духовные области мира. Кто позади этого таким образом искомого единства ищет
еще и какого-то другого, тот лишь доказывает этим, что ему неизвестно
согласие, господствующее между найденным посредством мышления и требуемым
нашим влечением к познанию. Отдельный человеческий индивидуум не отделен
фактически от мира. Он составляет часть мира, и связь с целым Космосом
прервана не в действительности, а только для нашего восприятия. Мы видим
сначала эту часть как существующую саму по себе сущность, поскольку упускаем
из виду те приводные ремни и тросы, с помощью которых силами космоса
приводится в движение колесо нашей жизни. Кто останавливается на этой точке
зрения, тот принимает часть некоего целого за действительно самостоятельно
существующую сущность, за монаду, каким-то образом извне получающую весть об
остальном мире. Разумеемый здесь монизм показывает, что в эту
самостоятельность можно верить только до тех пор, пока воспринятое не
впряжено мышлением в сеть мира понятий. Если это случается, то всякое
частичное существование разоблачается как голая кажимость восприятия. Свое
замкнутое в себе целостное существование во Вселенной человек может найти
только посредством интуитивного переживания мысли. Мышление разрушает
кажимость восприятия и вчленяет наше индивидуальное существование в жизнь
Космоса. Единство мира понятий, который содержит объективные восприятия,
включает в себя также и содержание нашей субъективной личности. Мышление
дает нам истинный образ действительности как замкнутого в себе самом
единства, между тем как многообразие восприятий есть только обусловленная
нашей организацией кажимость (ср. стр. 605). Познание действительного в
противоположность кажимости восприятий и составляло во все времена цель
человеческого мышления. Наука силилась познать восприятия путем вскрытия
закономерных связей между ними как действительности. Но там, где
придерживались мнения, что установленная человеческим мышлением связь имеет
только субъективное значение, там искали истинное основание единства в
лежащем по ту сторону нашего опытного мира объекте (умозаключаемый Бог,
воля, абсолютный дух и т.д.). И опираясь на это мнение, стремились, помимо
знания о познаваемых в пределах опыта связях, приобрести еще и другое
знание, выходящее за пределы опыта и вскрывающее связь его с уже не
доступными опыту существами (метафизика, достигаемая не путем переживаний,