Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

Севильи и его епархии, сознающих

свое заблуждение и умоляющих о милосердии. Если в дальнейшем, как они

обещают, они, пожелают проводить жизнь согласно истинной и правой вере,

пусть последует им прощение, подобно полученному от Бога, и от Их

Величества, чтобы они могли свободно по повелению Их Величества как в

Севильи, так и в других городах и епархиях, королевствах и владениях короля

и королевы с своим имуществом и - семьями пребывать, жить, проводить дни и

ночи невредимо и безопасно, без всякого затруднения имущественного или

личного, пока будут живы, как могли [всем этим пользоваться] до тех пор, как

были подвергнуты бесчестию за преступление ереси и отступничество.

Этому не противоречат прежние послания и постановления и распоряжения

апостольские, а особенно блаженной памяти Бонифация VIII, предшественника

нашего, которыми предусматривается, чтобы никто не вызывался на суд вне

своего города и епархии, кроме некоторых исключительных случаев, и в этих

случаях не свыше расстояния одного дня пути от границ своей епархии; чтобы

судьи, уполномоченные апостольским престолом, не думали вести процессов

против кого-либо или иначе исполнять свои обязанности вне города и епархии,

куда они назначены; и о двухдневном расстоянии пути, объявленном на

Вселенском соборе, и о том, что, если кому-нибудь вообще или раздельно было

прощено апостольским престолом, они не могут подлежать интердикту, или

запрещению, или отлучению через посредство апостольских посланий, не

заключающих полного и точного упоминания, слово в слово, об этом прощении.

Так как затруднительно доставлять это послание в отдельные места, в

которых ему должно быть оказано доверие, апостольской властью определяем,

чтобы этому документу, по скопировании его рукою какого угодно

апостолического публичного нотария и по снабжении печатью какого-либо

епископа или главы церковного суда, оказывалось полное доверие, как

подлинному, и оно имело бы силу, как будто подлинное послание было

предъявлено и показано.

Итак, никому совершенно не дозволяется нарушать или с дерзновенной

смелостью преступать эту страницу нашего поручения, подтверждения,

одобрения, восполнения, устава, постановления, объявления, повеления,

кассации, аннулирования, воспрещения, увещания, соизволения и решения. Если

же кто вздумает на это покуситься, да будет ему ведомо, что он навлечет на

себя неудовольствие всемогущего Бога и блаженных апостолов Петра и Павла.

Дано в Риме, у Св. Петра, в год от воплощения господня 1483-й, в четвертый

день августовских нон, папства нашего в двенадцатый год'.

Примечание. Эта булла стала бесцельной почти в момент своего издания.

Папа вскоре узнал, что Фердинанд V ею недоволен, и приостановил ее

исполнение своим бреве от 13 августа 1483 года. См. том 1, глава V, статья

4.

V

Указ, опубликованный по приказанию Томаса Торквемады, первого главного

инквизитора, 8 февраля 1492 года. Он заявляет, что узнал, будто некоторые

лица, отмеченные как покинувшие христианскую религию и принявшие ересь

евреев или Магомета, бежали в Гранадское королевство, чтобы жить там среди

мавров или переехать в Африку, из-за страха, внушаемого им судопроизводством

трибунала инквизиции. Поэтому он увещевает всех, кто пожелает вернуться в

лоно католической Церкви, явиться лично к нему или его уполномоченным и

добровольно признаться в совершенном ими грехе ереси или отступничества. Он

обещает, что им будет даровано отпущение и тайное примирение, несмотря на

возбужденные против них процессы и невзирая на все вынесенные приговоры,

которые останутся без результата.

(Перевод с испанского)

'Мы, брат Томас Торквемада, [монах] ордена [братьев] проповедников,

приор монастыря Святого Креста в Сеговии, духовник короля и королевы, наших

государей, и главный инквизитор во всех их королевствах и владениях против

еретической испорченности, назначенный и уполномоченный святым апостольским

престолом. Мы узнали, что некоторые христиане, мужчины и женщины, из

королевств и владений Их Высочеств переехали по причине инквизиции в

Гранадское королевство, по наущению дьявола и некоторых злонамеренных лиц,

пребывая в грехах и заблуждениях ереси и отступничества, в которых