Севильи и его епархии, сознающих
свое заблуждение и умоляющих о милосердии. Если в дальнейшем, как они
обещают, они, пожелают проводить жизнь согласно истинной и правой вере,
пусть последует им прощение, подобно полученному от Бога, и от Их
Величества, чтобы они могли свободно по повелению Их Величества как в
Севильи, так и в других городах и епархиях, королевствах и владениях короля
и королевы с своим имуществом и - семьями пребывать, жить, проводить дни и
ночи невредимо и безопасно, без всякого затруднения имущественного или
личного, пока будут живы, как могли [всем этим пользоваться] до тех пор, как
были подвергнуты бесчестию за преступление ереси и отступничество.
Этому не противоречат прежние послания и постановления и распоряжения
апостольские, а особенно блаженной памяти Бонифация VIII, предшественника
нашего, которыми предусматривается, чтобы никто не вызывался на суд вне
своего города и епархии, кроме некоторых исключительных случаев, и в этих
случаях не свыше расстояния одного дня пути от границ своей епархии; чтобы
судьи, уполномоченные апостольским престолом, не думали вести процессов
против кого-либо или иначе исполнять свои обязанности вне города и епархии,
куда они назначены; и о двухдневном расстоянии пути, объявленном на
Вселенском соборе, и о том, что, если кому-нибудь вообще или раздельно было
прощено апостольским престолом, они не могут подлежать интердикту, или
запрещению, или отлучению через посредство апостольских посланий, не
заключающих полного и точного упоминания, слово в слово, об этом прощении.
Так как затруднительно доставлять это послание в отдельные места, в
которых ему должно быть оказано доверие, апостольской властью определяем,
чтобы этому документу, по скопировании его рукою какого угодно
апостолического публичного нотария и по снабжении печатью какого-либо
епископа или главы церковного суда, оказывалось полное доверие, как
подлинному, и оно имело бы силу, как будто подлинное послание было
предъявлено и показано.
Итак, никому совершенно не дозволяется нарушать или с дерзновенной
смелостью преступать эту страницу нашего поручения, подтверждения,
одобрения, восполнения, устава, постановления, объявления, повеления,
кассации, аннулирования, воспрещения, увещания, соизволения и решения. Если
же кто вздумает на это покуситься, да будет ему ведомо, что он навлечет на
себя неудовольствие всемогущего Бога и блаженных апостолов Петра и Павла.
Дано в Риме, у Св. Петра, в год от воплощения господня 1483-й, в четвертый
день августовских нон, папства нашего в двенадцатый год'.
Примечание. Эта булла стала бесцельной почти в момент своего издания.
Папа вскоре узнал, что Фердинанд V ею недоволен, и приостановил ее
исполнение своим бреве от 13 августа 1483 года. См. том 1, глава V, статья
4.V
Указ, опубликованный по приказанию Томаса Торквемады, первого главного
инквизитора, 8 февраля 1492 года. Он заявляет, что узнал, будто некоторые
лица, отмеченные как покинувшие христианскую религию и принявшие ересь
евреев или Магомета, бежали в Гранадское королевство, чтобы жить там среди
мавров или переехать в Африку, из-за страха, внушаемого им судопроизводством
трибунала инквизиции. Поэтому он увещевает всех, кто пожелает вернуться в
лоно католической Церкви, явиться лично к нему или его уполномоченным и
добровольно признаться в совершенном ими грехе ереси или отступничества. Он
обещает, что им будет даровано отпущение и тайное примирение, несмотря на
возбужденные против них процессы и невзирая на все вынесенные приговоры,
которые останутся без результата.
(Перевод с испанского)
'Мы, брат Томас Торквемада, [монах] ордена [братьев] проповедников,
приор монастыря Святого Креста в Сеговии, духовник короля и королевы, наших
государей, и главный инквизитор во всех их королевствах и владениях против
еретической испорченности, назначенный и уполномоченный святым апостольским
престолом. Мы узнали, что некоторые христиане, мужчины и женщины, из
королевств и владений Их Высочеств переехали по причине инквизиции в
Гранадское королевство, по наущению дьявола и некоторых злонамеренных лиц,
пребывая в грехах и заблуждениях ереси и отступничества, в которых