богословы взялись за
установление истины. Один из старейших сказал: есть правило не только у
богословов, но и у философов, что в тех вещах, которые не зависят от
человека, не допускается ни похвала, ни порицание, например, красив ли кто и
ловок или уродлив и неповоротлив, здоров ли всем существом или имеет
какие-либо недостатки, имеет ли он то или другое происхождение, дворянин,
крестьянин, новообращенный. Если бы зависело от человека выбирать по своей
воле, каждый выбрал бы то, что более в чести у людей, и поэтому, если бы
случилась ошибка или беда, он был бы виноват, поскольку мог поступить иначе,
но не сделал этого. Но так сотворил Бог, который не может ошибаться, имея
беспредельную мудрость, и не может делать зла, потому что обладает
величайшей благостью, и не сделал иначе не по бессилию, так как он всемогущ.
Поэтому нет вины в том, что один имеет одно происхождение, а другой другое.
Зачем же мы виним или имеем неприязнь к созданиям Божиим за то, что Бог
действовал в них по своей воле, мало ценим их, унижаем и бесчестим? Это грех
для христианина не судить хорошо о делах Божиих, и, как говорит св. Павел, у
Бога нет различия между иудеем и эллином, откуда бы они ни произошли, если
они хорошие христиане. Раньше мы любили и почитали обращенных в нашу святую
веру, от кого бы они ни произошли, и хорошо обращались с ними, потому что
они отошли от своих заблуждений к истине нашей веры, чтобы они радовались и
воодушевлялись быть лучше и не раскаивались бы в своем обращении, видя
дурное обхождение. Другие перестали обращаться, говоря: 'Если я обращусь в
христианство, меня будут так же называть евреем или мавром, как и раньше; я
предпочитаю оставаться среди тех, которые меня почитают, чем среди тех,
которые дурно обходятся со мной за то, что я вошел в их общество'. Отсюда
произошел большой вред для Церкви Божией. Поэтому на вопрос ответили, что
обратившиеся к нашей вере, какого бы они ни были происхождения, не должны ни
быть в унижении, если они добродетельны, ни лишаться должностей и санов,
если только не будут отрешены по закону. То же самое сказано было о детях и
внуках осужденных за преступление ереси, потому что они исключены, хотя
происходят от старинных христиан, от дворян и рыцарей, так как закон всех
равняет. Канонисты ответили, что мнение богословов согласно с каноническим
правом; что на этот случай имеется много текстов, которые дают то же
решение, что и богословы. Поэтому во всех делах те и другие равны, если они
добродетельны и хорошие христиане.
Возник восьмой вопрос: нужно ли вводить новшества в дела инквизиции?
Некоторые ответили отрицательно, потому что это показало бы, что в прошлом
вели дела нехорошо. Другие возразили, что следует иметь больше усердия и
больше уважения к служению Богу и спасению душ и к лучшему управлению делами
инквизиции, чем к мирской чести; если в чем-либо и когда-нибудь возможно
лучшее решение, то будет признаком мудрости оставить привычное ради более
полезного, лучшего и выгодного - тем более когда обнаруживается в прошлом
ущерб и надежда возлагается на перемену. В одеждах, в приготовлении пищи, в
приемах еды без всякого смущения и стыда мы оставляем прежние обычаи и
употребляем кажущиеся нам лучшими, тем более что сообразно различию эпох
следует изменять и человеческие законы. Возможно, что в прошедшие времена
то, что делалось, было полезно, а теперь не подходит. При замещении
инквизиторов богословами можно распорядиться так, чтобы они не отрешались от
исполняемых обязанностей, а при освобождении какой-либо должности
инквизитора назначать богословов, а пока они будут назначены в каждый
трибунал инквизиции, один будет богослов, а другой канонист. Где оба будут
канонистами, для принятия показаний доносчиков и признания обвиняемого пусть
берут в товарищи богослова, который научит их, как следует поступать.
Мало-помалу все устроится, и Господу нашему будет лучшее служение, и души
спасутся, и будут покинуты заблуждения христианства, и инквизиторы станут
поступать, как должно. После этих определений я сказал (говорит король
Пруденциан) великому инквизитору и всем бывшим на собрании: я желаю, чтобы
все живущие в моем царстве избавились от греха и стали хорошими христианами,
чтобы спастись и служить Богу, а не быть осужденными на потерю чести и
имущества. Так