христианскими.
Знают они [инквизиторы] и все, с какой заботой, трудом и бдительностью
стало возможно исправить то, что нужно было исправить, и научить словом и
примером, чтобы более не впадали в грех, - и захотели его опозорить и
обесчестить, не только взяв его родственников и приближенных, но служащих в
его епархии (которые помогали ему хорошо управлять народом), считавшихся
лучшими христианами и не подвергавшихся раньше никакому позору, причем ни
один из них не был ославлен как еретик. В этом ясно обнаруживается имевшееся
у них желание очернить его и их репутацию и запятнать ее, - потому что
(помимо самого факта ареста), арестовывая и уводя их, инквизиторы сделали
все, что только могли, чтобы произвести это с большим позором, гласностью и
оскорблением, беря приближенных в его присутствии и поджидая того момента,
когда он был с большей свитой и в общественных местах, прилагая обращение и
слова, оскорбительные как для них, так и для архиепископа.
Только в том проявлено было немного вежливости по отношению к его
родственникам, что при вступлении в Кордову их поместили более секретно, чем
других, однако огласив народу их прибытие больше, чем других, по делам,
производившимся в отдельности. Эти дела шли так медленно и их было так
много, что архиепископ не говорит о них, чтобы не досаждать Вашему
Высочеству и чтобы не испытывать страдания при воспоминании о каждом деле в
отдельности. Из всего этого проистекает оскорбление Бога и ущерб для всего
королевства Гранады, происходит соблазн для обращенных и для всех других
христиан в Испании и вне ее.
Архиепископу кажется, что в деле, имеющем такое важное значение,
действительным врачеванием было бы, чтобы Ваше Высочество сами (если удобно,
можно это сделать и приехать в эту местность) пожелали видеть самолично,
насколько это необходимо для усиления нашей святой католической веры и
служения Господу в привлечении неверных. Если это невозможно исполнить
самолично, в назначенное время прикажите сделать это одному или нескольким
епископам, которые увидят истинную картину следствий, по которым эти люди
арестованы, явившись сами и исследовав персонально личность свидетелей,
чтобы знать, насколько можно верить каждому из них, как требуется поступать
по закону. В таком случае станет ясно, поступали ли инквизиторы в делах
архиепископа, его родственников и приближенных, как люди, которые имеют
своею целью правосудие и только усердие к нему, или они руководились сильной
неприязнью к ним как к смертельным врагам.
Это положение показывает мне в настоящее время, что Ваше Высочество
обязаны для Бога нашего Господа и святой веры за великие благодеяния,
полученные от него, и по долгу соблюдать все, касающееся христианской
религии, самолично (если возможно) отправиться туда, чтобы видеть (на
месте). Не стоит удивляться, что Ваше Высочество не сделали этого из-за
некоторых препятствий; гораздо более удивительно, что Ваше Высочество были
так беззаботны, что не замечали происходящего там. Слово в слово и свидетеля
за свидетелем расследуя шаги их, можно убедиться в том, что все происходит
от кордовского [инквизитора], и, если это так, видимо, это может быть взято
за некоторое основание для проверки тамошних дел. Если вашей королевской
особе нельзя этого исполнить (что было бы более нужно и полезно, потому что
при Вашем Высочестве подсудимые осмелились бы сказать правду и имели бы
более возможности и свободы для высказывания и обнаружения своих обид), и
если Ваше Высочество не можете прибыть (чего нельзя оправдать без
основательной причины), архиепископ умоляет, чтобы кто-нибудь прибыл и
здраво рассмотрел дело, а прежде всего просит устранить инквизиторов.
И если отправится архиепископ Севильи, пусть Ваше Высочество прикажет,
чтобы вместе с ним отправился какой-нибудь епископ из Авилы, Паленсии,
Бадахоса или любой, какой Вашему Высочеству будет угодно, и другие лица с
ними, хорошо знакомые с этим, чтобы они действовали во всем согласно закону,
допытываясь о бесчестии, как вообще, так и специально о каждом лице. Если
улики будут достаточны, пусть арестуют их, как требуется по закону, пусть
содержат их в тюрьме, пока не узнают правды. Только не [надо] стеснять их и
отводить им узкую и очень мучительную камеру, а [следует] лишь обеспечить
невозможность