Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 4)

фарфоровых изделий'. В этом

же памфлете можно найти более подробные сведения о характере хозяйственной

деятельности 'умирающих'.

47 Театинцы - орден, основанный в 1524 г. в Риме папой Павлом IV

Караффой, когда он был епископом города Кисти (в древности большой

укрепленный город Theate). Отсюда они и получили название театинцев. Орден

носил аристократический характер.

48 Ораториане - орден, основанный в 1550 г. в Риме св. Филиппом Нери

(1515 - 1595) с целью сначала помощи паломникам, приходящим в Рим, а затем

воспитания юношества в католическом духе.

49 Каноники - монахи св. Гроба, были установлены в Иерусалиме Готфридом

Бульонским; потом они распространились по Европе.

50 Матуринцы, иначе тринитарии, или монахи Св. Троицы. - Орден был

основан в 1199 году св. Иоанном Матою (1160 - 1213). Народ их иронически

звал ослиными братьями, так как они ездили на ослах. Название матуринцев они

получили оттого, что с 1226 г. в их ведении находилась в Париже церковь Св.

Матурина (Mathurin). В эпоху Реформации этот орден был уничтожен в Германии,

а во Франции упразднен в 1790г.

51 Минины - отрасль ордена францисканцев, или миноритов, учрежденная в

1455 г. св. Франциском из Паолы (1416 - 1507).

52 Пресидио (presidio) - каторжная тюрьма в Испании.

53 Санта-Фе-де-Богота - столица Колумбии в Южной Америке. Основана

испанцами в 1538 г.

54 Пятая заповедь - в православной церкви шестая ('Не убий').

55 Авраам. - О жертвоприношении Исаака рассказывает Книга Бытия.

56 Седьмая заповедь - в православной Церкви восьмая ('Не укради').

57 Примас - глава местной церкви (первосвятитель). Таковым в Испании

является архиепископ города Толедо, древней столицы Испании.

58 Херес-де-лос-Кабальерос - город в испанской провинции Эстрамадуре.

Имя получил от тамплиеров, или рыцарей (cabaleros) храма, которым он

принадлежал.

59 Комплутенская (комплютензийская) Библия - Полиглотта, то есть

многоязычная Библия, изданная кардиналом Хименесом в 1502 - 1517 гг. в

испанском городе Алькала-де-Энаресе, который по-латыни называется

Комплю(у)тум (Complutum).

60 Альфонса Сальмерон (1515 - 1585) - уроженец Толедо, один из

основателей ордена иезуитов. Оставил 'Толкования на Новый Завет',

напечатанные в Мадриде в 1547 - 1602 гг. в восьми томах.

61 Гностики - мистическая христианская секта, возникшая в конце первого

в. нашей эры, распространившаяся сначала в Сирии и Египте и вскоре проникшая

в Византию, Северную Африку и Рим. Разбуженный христианством

интеллектуальный интерес не мог успокоиться до превращения новой религии в

метафизику, то есть в законченную систему миропонимания, и гностики - это те

христиане, которые стремились, с одной стороны, приступом завоевать

эллинскую культуру для христианства, а с другой - привить эллинской культуре

христианские идеи. При известной близости между христианством и гностицизмом

было одно коренное расхождение по центральному вопросу, а именно по вопросу

о происхождении зла. Страх признать Бога творцом зла заставлял гностиков

допускать совечную ему материю. Раз материя источает зло, гносис не мог

допустить, чтобы творцом мира был Бог: появление мира оказывается

оплошностью; отсюда безнадежный пессимизм гностиков. Мир - творение рук

ангелов, демиурга, а не Бога. Душа и тело - темница для духа; их упразднение

- главная цель усилий человека. Это презрение к плоти влекло гностиков к

признанию призрачности явления Христа на земле (докетизм). 'Христос страдал

не сам, но некто Симон Киринейский, который нес за него крест; этот Симон

был по невежеству распят, сам же Христос только смеялся над распинавшими'.

Для раннего христианства докетизм был самым ярким признаком гностиков; они

зачислялись в антихристы, потому что не исповедовали Христа пришедшим во

плоти. Системы Тертулиана, Иринея и Оригена вытеснили дуализм гностиков, но

вопросы, которые ими были выдвинуты, еще долго вызывали движения

дуалистического характера, как, например, манихейство, павликианство,

богомильство, альбигойство, а также неоплатонизм с его могучим влиянием на

все средневековое миросозерцание.

62 Эскуриал - дворец и монастырь в 35 км от Мадрида, выстроенный

Филиппом II в 1557 г. в виде решетки, на которой, по преданию, погиб