в действительности и, по всей видимости, укрыл где-то добытые
Альвар Нуньес Кабеса де Вака положил конец всем этим слухам и по- дозрениям, возвратившись в Испанию в свой родной город Херес де ла Фронтера. Затем он перебрался в Севилью. Но даже там на него продолжали смотреть с благоговением как на обладателя несметных богатств. Король вспомнил о нем еще раз, когда подыскивал добро- совестного правителя для района Рио-де-ла-Плата в Южной Америке. Де Вака согласился. Это была неудачная экспедиция. Его опутали Он даже попал под суд, но был оправдан. В 1557 г. де Вака умер в Испании. Дорантес и Кастильо остались в Мексике. Оба женились на богатых вдовах, и время их смерти неизвестно.
Из четверых остался лишь один - мавр Эстебанико. Именно ему судьба уготовила еще раз необычное приключение, а вместе с ним краткий триумф и трагическую смерть. Мавру предстояло стать пер- вым, кто действительно увидел семь городов Сиболы.
Вице-король в Мехико дон Антонио де Мендоса задумал организовать очередную экспедицию. Вероятно, ее должен был возглавить Корона- до. Но после сообщений де Ваки Мендоса решил предварительно про- вести тщательное исследование местности, прежде чем снарядить до- рогостоящую экспедицию. Для этого он избрал высокопоставленного францисканского монаха отца Мар-коса из Ниссы, который до этого вместе с Писарро участвовал в покорении страны инков. Во время похода он собственными глазами видел, на что способна испанская солдатня. Он присутствовал при убийстве правителя инков Атауальпы и, не испытывая при этом ни малейших сомнений, благословлял уб
Выбор священника вместо военного объяснялся тремя особыми причи- нами, которые были четко названы первым серьезным исследователем этой эпохи Адольфом Банделье:
- во-первых, монах обходился вице-королю гораздо дешевле, чем лю- бой военный;
- во-вторых, в отличие от военных, склонных к мародерству и преу- величению, священник больше привержен истине.
И наконец, крест монаха особенно в тех областях, куда еще не сту- пала нога испанского солдата, зачастую производил большее впечат- ление и убеждал гораздо сильнее, чем меч!
А разве мог Маркое выбрать для экспедиции лучшего, более опытно- го проводника, чем мавр Эстебанико, который отлично знал негос- теприимную страну, был одинаково хорошо знаком с ее населением, и с воинственными и с миролюбивыми индейскими племенами, и как ник- то владел языком жестов. Здесь уместно сделать несколько замеча- ний по поводу этого знаменитого языка жестов, который так превоз- носили и которому отводили такую значительную роль авторы поздн романов из жизни индейцев. Разумеется, мы знаем очень мало об уровне развития, которого он достиг во времена испанцев, и ров- ным счетом ничего о том, каков был этот уровень на протяжении многи столетий. Но мы знаем ту исключительную роль, которую пред- стояло позже сыграть этому языку в качестве универсального сред- ства общения, сделавшего возможным все более широкое распростра- нение торговых связей между теперь уже ездившими верхом индейца- ми. Так, согласно сообщению крупного специалиста-психолога Вильгельма Вундта, индейцы могли передать жестами следующую слож- ную фразу: Белые солдаты, которыми командовал офицер в высоком чине с ничтожным умом, взяли в плен индейцев мескалеро 10.
Возможно, что мавр был рабом Дорантеса. Однако во время одиссеи, которую пришлось пережить четверке, значение имели лишь челове- ческие качества. Участники путешествия не только относились к не- му, как к равному. Более того, в нем видели друга. Теперь же вне- запно па долю мавра выпала еще более значительная роль. Он встал во главе отряда, который во многом полностью зависел от него. И ото, несомненно, вскружило Эсте-банико голову. Его природная склонность к внешней театральности превзошла всякую меру. Желая выделиться своим внешним видом, мавр украшал себя яркими лентами и шарфами, втыкал в волосы пестрые перья. Ему особенно нравилось металлическими пластинками и бубенчиками, производившими при ма- лейшем движении невообразимый шум. В таком виде он сновал взад и вперед перед небольшой экспедицией. Не приходится сомневаться, с его появлением вновь оживала слава мавра как одного из величай- ших врачевателей, за несколько лет до этого творивших в тех мес- тах чудеса. На членов других племен никогда не виданный ими чер- ны одеянии производил соответствующее впечатление. Было бы в выс- шей степени интересным знать, что все-таки думали индейцы? Досто-