где на протяжении десятилетий встреча- лись виднейшие представители духовной культуры той эпохи. Отсюда полемических, наполненных передовыми идеями писем, число которых к концу жизни их автора достигло 18 000. Среди них были письма по негритянскому вопросу (хотя сам он еще владел рабами), о ре ве- роисповедания, во имя которой на протяжении всей жизни настаивал на отделении от церкви и государства), по проблеме индейцев. В одном из писем, обращенных к делаварам, могиканам и мунриэс, он с нами, ваша кровь будет течь в наших жилах и вместе с нами рас- пространится по этому великому острову 2 - совершенно чудовищ- ная, невероятная мысль для его времени, если учесть, что он гово- ри смысле. И все это в еще совершенно девственной стране, где бы- ло невозможно найти хотя бы одну-единственную приличную дорогу. В стране, большинство жителей которой ютилось в бревенчатых хи шап- ки, одежду из домотканой материи и было совершенно неграмотно!
На склоне лет Джефферсон столкнулся с финансовыми трудностями. Ему пришлось расстаться с библиотекой, которую он продал за 23 тыс. долл. конгрессу. Она составила основу Библиотеки конгресса, являющейся сегодня одним из крупнейших книгохранилищ мира. Но этим дело не ограничилось. Опасность нависла над Монтичелло. Тог- да в штатах стихийно начался сбор денежных средств, и таким обра- зом благодаря добровольным пожертвованиям граждан удалось сохра- ни великого старца его любимое поместье.
Он увенчал свою деятельность основанием Виргинского университета. Джефферсон открыл университет, когда ему исполнилось 82 года. Он сам набросал текст собственного надгробия: Здесь похоронен То- мас Джефферсон, автор американской Декларации независимости, Вир- гинского статута о свободе вероисповеданий, отец Виргинского уни- верситета. Он скончался 4 июля 1826 г. - в тот самый день, в ко- торый за пятьдесят лет до этого была провозглашена составленна им Декларация независимости и который является национальным праздни- ком народа США.
В начале 80-х годов XVIII в. в результате возникших разногласий Джефферсон вынужден был оставить пост губернатора Виргинии и вре- менно отойти от политических дел. Именно в этот столь редкий для него период досуга он создал свои Заметки о штате Виргиния. Еще при жизни автора вышло 16 изданий книги. Одно из них - 200 экз. - увидело свет в 1782 г. в Париже. Пять лет спустя книга была опуб- ликована в Лондоне, а в 1789 г.- в Лейпциге.
В книге на нескольких страницах излагаются факты, которые ставят имя этого выдающегося человека на одно из первых мест в ряду имен основоположников североамериканской археологии. Поэтому-то рас- сказом о нем я и открываю свою книгу3.
Как ни странно, но Джефферсон начинает свое повествование с в высшей степени обескураживающего заявления: Мне ничего не извес- тно ни о каких предметах, которые могли бы рассматриваться в ка- честве вещественных памятников индейцев. Ибо к ним я не могу от- нести наконечники стрел, каменные топоры, глиняные трубки и гру- бо выполненные скульптуры.
Но тут же он допускает исключение: Такими памятниками могут слу- жить искусственные холмы из числа тех, что во множестве рассеяны по всей стране. И далее он дает описание этих холмов, пользуясь для их обозначения старинным словом барроу, вместо которого се- годня мы употребляем слово маунд. Они имеют различную величи- ну. Некоторые из них сооружены из земли. Другие сложены из ничем не скрепленных между собой камней. Каждому ясно, что когда-то они являлись местом последнего успокоения умерших. Некоторые считают, что под ними скрыты бренные останки тех, кто пал в сражениях, происходивших в этих краях. Другие, напротив, связывают их пр ши- рокое распространение обычаем индейцев сносить в определенное время в одно место останки всех умерших сородичей, даже в том случае, если в первое после смерти время они хранились в других ме
Чтобы покончить с этими разногласиями и удовлетворить собствен- ную любознательность, он приходит к следующему решению: Пос- кольку один из таких маундов был расположен поблизости, я захо- тел убедиться в том, какое именно из этих мнений соответствует действительности. С этой целью я решил вскрыть и тщательно иссле- довать всю насыпь.
Он начинает с точного описания местности, тщательность и методич- ность которого вряд ли удалось бы превзойти даже современному ар- хеологу. Маунд был расположен на низменной равнине, и по сосед- ству находились другие холмы, на которых сохранились остатки ин- дейских