так же, как если бы никогда не извлекались из-под земли. Только значительные размеры расхо- дов, связанных с проведением раскопок, хранением и обработкой по- лученных материалов, могут в какой-то мере служить оправданием сложившегося положения. В противном случае эти коллекции, невзи- рая на все трудности, должны были бы быть немедленно извлечены из музейных хранилищ и опубликованы. Такая работа, учитывая соврем бы еще большую пользу, поскольку основная часть этих материалов сегодня совершенно недоступна 3.
Однако вернемся к нашему рассказу. В 1915 г. доктор Н. С. Нельсон, в то время археолог из Американского музея естественной истории, обследовал руины Ацтека. Результатом явилось единое мне- ние специалистов о необходимости организовать там раскопки. При выборе ученого, которому следовало поручить эту работу, мнения единодушно сошлись на кандидатуре Морриса. С тех пор Ацтек стал его Ацтеком. Он вел там раскопки с 1916 по 1921 г., затем период в 1923 и с 1933 по 1934 г. В 1923 г. произошло событие, необходи- мость и важность которого была ясна любому, даже непосвященному человеку. Ацтек был объявлен национальным памятником. Первым х того же года был назначен Эрл X. Моррис. Установленный ему годо- вой оклад в 1200 долл. даже в то время являлся нищенским. Несмот- ря на это, Моррис мужественно писал:
Мое отношение к данному поручению будет определяться отнюдь не финансовыми стимулами. Я глубоко заинтересован в этой работе. Она полностью соответствует моим устремлениям4.
С самого начала ему пришлось столкнуться с большими трудностями. Руины находились в самом различном состоянии сохранности. Пред- стоял огромный объем земляных работ. В одних местах почва легко поддавалась лопате, зато в других была тверда, как бетон. Ему пришла в голову фантастическая идея использовать шлюзовой канал, чтобы смыть с более высокой северной части массы ненужного грун- та. Но система не действовала. Такой же ошибкой явилось сооруже- ни узкоколейки. В конце концов он прибег к старому испытанному способу, использовав лошадей и повозки. Повозку можно было нагру- жать непосредственно в ходе раскопок и отвозить мусор на свободн руин.
Состояние развалин было настолько разным, что для раскопок каждо- го отдельного помещения приходилось применять свой особый метод. Он открыл многочисленные кивы - наполовину вырытые в земле поме- щения, предназначавшиеся для проведения тайных собраний. В Ацте- ке было обнаружено 29 таких построек. Особое значение имели про- веденные им раскопки Большой кпвы, отчетливо видной в южной час- ти площади.
Об этой киве следует сказать особо. Она является самой красивой и производит наиболее сильное впечатление из всех, которые можно увидеть в Соединенных Штатах. Моррис восстановил ее в 1933-1934 гг. В том самом виде, в каком она предстает сегодня перед посети- телями, кива служила для проведения тайных собраний, ритуальных церемоний и танцев на протяжении столетий, предшествовавших Ко- лумбу.
Она имеет форму круга, внутренний диаметр которого у основания немного превышает 12,5 м. В этом отношении она пе является самой крупной. Большая кива в Чако-Каньоне имеет, например, диаметр 19,2 м. На высоте метра от пола она расширяется до 14,5 м. Кива состоит из двух конструкций, которые можно назвать кольцами. Внутреннее кольцо, собственно кива, лежит примерно на глубине 2,4 м под землей. Внешнее кольцо состоит из четырнадцати помещений, которые открываются во внутреннюю часть. Одно из них образует вы- ход на площадь.
Когда сегодня входишь в это сумрачное помещение, то сразу же не- вольно ощущаешь внушаемый им священный трепет. Тщательно отделан- ное место для разведения огня создает впечатление алтаря. Краси- во оформленные углубления, назначение которых пока что остается неясным, производят впечатление пустых саркофагов. Четырехгран- ные каменные колонны разделяют помещение подобно церкви. Ни в од- них развалинах Северной Америки пе ощущается с такой силой, как з своеобразный мир религиозных представлений давно исчезнувшего на- рода. Ни в одном другом месте невозможно так отчетливо предста- вить себе помещение заполненным жрецами в фантастических одеяни танцы.
Большая кива представляет собой не просто значительную пещеру, вырытую в земле. Это - произведение строительного искусства. То же Моррис отмечал и относительно построек самого пуэбло. Их вов- се нельзя назвать лишенным всякого плана нагромождением жалких сооружений, поставленных