поскольку твердо установлено, что Колумб не только не ступал на землю североамериканского континента, но ни разу даже издали не видел его. Он открыл лишь острова, лежащие перед Цен- тральной континент он увидел только во время своего третьего пу- тешествия, в 1498 г. Однако за год до этого - 24 июня 1497 г. - Джон Кабот из Англии действительно вновь открыл Северную Америку. Он высадился на мысе Болд в Ньюфаундленде, затем обошел под пару- сами мыс Рейс, но вопреки тому, что долгое время утверждали мно- гие историки, он так и не смог исследовать побережье Северной Америки до мыса Хаттерас и вынужден был возвратиться за недос- татк (согласно последним научным данным, которые письменно сооб- щил автору этих строк адмирал С. Е. Морисон из Кембриджа 3 декаб- ря 1969 г.).
Если бы кого и следовало чествовать как первооткрывателя Север- ной Америки (не принимая при этом во внимание ни викингов, ни других мореплавателей более позднего времени), то им должен был бы быть Джон Кабот и уж ни в коем случае не Колумб. Весь комизм ситуации состоит в том, что итальянцы с большим основанием могли бы гордиться Джоном Каботом, поскольку в действительности его звали Джованни Кабото и был он итальянцем, состоявшим на английс службе.
Что же касается Колумба, то вопрос о его национальности в общем не совсем ясен. Вероятно, он родился в Генуе. Но нет никакой уве- ренности в том, что его родители были итальянцами. Первым извес- тным нам событием его жизни было морское сражение у мыса Святого Винсента, в котором он принимал участие четырнадцатилетним юно- шей, причем на стороне португальцев против Генуи. Позже он всег- да называл себя по-испански - Кристобаль Колон и никогда на италь манер - Кристофоро Коломбо. Ни в одном из оставшихся после него документов нет ни строчки, написанной им по-итальянски. Даже письма братьям и генуэзским властям написаны им по-испански. К т сами испанскими именами Бартоломе и Диего.
Следует заметить, что все эти версии лишены доказательств, а по- тому составители школьных учебников и члены Итальянского истори- ческого общества Америки могут не беспокоиться - никто не соби- рается отнимать у них Колумба. Хотя Колумб никогда не видел севе- роамериканского континента и до конца своих дней полагал, что от- крыл Индию, он вместе с тем остается главной фигурой эпохи Вели- ких географических открытий. Значимость его открытий перед исто намного выше, чем заслуги викингов. Но чтобы это понять, следует немного подробнее рассказать о норманнах.
Карта мира времен Колумба (1503 г.). Заблуждение Колумба, считав- шего, что он открыл Индию, разделяет и картограф: на карте Новый Свет соединен с Азией.
Однако вначале еще раз о Колумбе, чтобы объяснить, почему нашу книгу о первых американцах мы начинаем именно с него. Колумб был первым, по чьему приказу было проведено подробное изучение вновь открытых земель и их населения, причем такое основательное, что еще в 1906 г. американский антрополог Эдвард Гейлорд Бурн назвал его, быть может впадая в чрезмерное преувеличение, основополож- ником американской антропологии.
Эта для нас одна из наиболее интересных сторон жизни Колумба из- вестна очень мало. Мы хотели бы проиллюстрировать ее лишь одним примером - высказыванием, взятым из биографии Фернандо Колона, сына Колумба, в котором дословно передается рассказ великого мо- реплавателя1.
Мне стоило большого труда разобраться в том, во что верят остро- витяне и знают ли они, куда попадут после смерти. Особенно меня заинтересовал Каонабо - верховный вождь Эспаньолы[6] - пожилой мужчина, обладавший обширными знаниями и живым умом. Они его соо- течественники полагают, что после смерти попадут в заветную доли- ну, о которой каждый уважаемый касик знает, что она находится на его прародине. Они думают, что встретят там своих отцов и ос- тальных предков. Будут иметь яства и женщин, а их жизнь будет полна веселья и радости. Все это изложил подробнее в своем докла- де некий брат Рамон (Рамон Пане), знавший их язык. По моему при- казу сведения о событиях прошлых дней. И хотя многое в, его опи- сании переплетается с мифами и нет в нем никакой пользы, все же важно, что каждый из них верит в свою судьбу и в бессмертие души.
Можно предположить, что эти слова Колумба и сообщения упомянуто- го брата Района Пане во многом способствовали тому, что их като- лические величества и церковь поторопились объявить индейцев людьми. В наши дни это звучит невероятно, но,