в…, ни в Красную Армию…
…А у меня еще учитель был один в школе, Федор Федорович. Сколько я потом ни учился, все равно считаю его умницей из умниц, несмотря на то, что много лет прошло. Так вот он часто нам повторял: «Считайте деньги — чтоб их не считать» (выделяется тоном голоса)…
…Так вот, о гараже. Приехали, смотрю — господи, так оно и есть, — сперли! Воображение этого американца уже рисует группу суровых русских бандитов в масках, с автоматами и базуками — как они его цитадель приступом брали. А я решил позвонить мужику, у которого наша фирма гараж арендовала — может, он в курсе. Мужик, конечно, ничегошеньки не знал и начал собственное расследование. Через три дня выяснилось, что этот горе арендодатель не заплатил какой то земельный налог, и городская мэрия с помощью «тяжелой артиллерии» этот гараж просто экспроприировала — до уплаты оного. Налог в конце концов был заплачен, гараж вернули на место, но американец до сих пор опасается в нем машину оставлять: неровен час вместе с ней скоммуниздят. И не мэрия, а уже по настоящему…
…А та страховая компания, чтобы не обременять себя долгими и дорогостоящими апелляциями, с решением суда согласилась. И выплатила мужику 15 тысяч долларов — за утрату «из за возгорания» его редких сигар. Но после получения денег мужик был тут же арестован — по обвинению… в 24 поджогах. Его собственное исковое заявление и показания на первом суде были использованы против него же. Суд признал его виновным в умышленном поджоге застрахованной собственности и приговорил к 2 годам тюрьмы и штрафу в 24 тысячи долларов. Смешно? Зато — по закону… [58]
Упражнение
Составьте собственные истории, оформленные в «тройную спираль», только на этот раз обращайте внимание на чередование в историях сенсорно определенных слов в группах предложений (сначала Вы должны «проходиться» по визуальной, затем по аудиальной и потом по кинестетической модальностям. Один и тот же предмет можно описать по разному: стул, например, может быть и красивым, и скрипучим, и удобным).
O Прием «Неопределенное задание» (или «Тайна горы Скво»)
Этот знаменитый парадоксальный прием Милтона Эриксона получил свое название от небольшой горы Скво (больше даже похожей на холм), расположенной недалеко от его дома. Почти все ученики М.Эриксона при возникновении какого то затруднения или проблемы получали загадочное задание: взобраться на эту гору на рассвете, чтобы извлечь из этого важный урок. Удивительно, но за время восхождения и спуска (это занимало пару тройку часов) ученики действительно понимали что то важное для себя и, возвратясь, неизменно говорили, что они нашли решение своей проблемы.
Продолжая традицию, последователи М.Эриксона и поныне применяют эту экзотическую чудодейственную методику (еще одно ее название — «Техника неопределенной установки»). Например, могут вручить пациенту тяжелую и ценную статуэтку или хрустальную вазу и дать задание ходить с нею вокруг дома: «Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания Вы поняли что то очень важное для себя. Что Вы должны понять?». На вопрос, чего добиваются эти психотерапевты и что именно, выполняя поручение, должен понять их пациент, можно получить множество самых разных ответов, но парадокс состоит в том, что все они будут верны.
Высокая действенность таких заданий объясняется тем, что люди, находящиеся в трудных (проблемных) обстоятельствах, сами стремятся придать смысл почти любому заданию. Для М.Эриксона не было большой разницы, какой именно смысл они находили в этом. Он всегда отвечал им что то вроде: «Это верно, и помните об этом». Поручая такое задание, Вы заужаете сознание объекта на решении проблемы, а не на проблеме , и он будет просто вынужден подсознательно найти ее решение. Этому способствует и употребление связывающих переходных слов: "По мере того, как Вы будете выполнять это задание…", "В то время, как Вы будете это делать…"
Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым и не отталкивающим физически, например: целый день носить с собой чайник, перевесить дома зеркала или переставить мебель, вымыть пол без помощи рук, покормить 30 уличных кошек и т. д.
…Скажите, Вы действительно хотите понять, чего Вам не хватает для того, чтобы решить эту проблему? Вы действительно это хотите искренне понять? Я не буду делать за Вас никаких выводов. Я просто дам Вам один совет. Он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным, но только на первый взгляд: когда Вы сделаете это, то поймете, почему он так сильно помог очень многим людям. Все, что от Вас требуется сейчас