формулой “Когда совершается "А", я ощущаю "Б"”.
"А" — это событие, имеющее для человека негативный смысл.
"Б" — негативное отношение к этому событию.
Корень проблемы — в событии "А". Значит, у него нужно найти положительный смысл . Это автоматически повлияет на отношение к событию.
К примеру, от руководителей нередко можно услышать: «Когда мои подчиненные работают медленно, меня это бесит» (т.е. он ощущает раздражение). Изменим смысл медлительности подчиненных: «Это же замечательно: значит, они основательно подходят к работе и делают меньше ошибок». Такое толкование умиротворяет многих боссов.
Домохозяйка может расстроиться из за того, что растаял холодец. Успокойте ее тем, что это блюдо в разогретом виде изумительно под кавказским названием «хаш».
Рефрейминг смысла полезно применять к заявлениям вроде: «Я начинаю сильно нервничать, когда вижу, что товар долго не продается»; «У меня опускаются руки, когда не хватает времени (я что то не успеваю сделать)».
Чтобы рефреймировать эти проблемы, задайте себе вопросы: «Что еще это могло бы означать?», «Что позитивного в этом можно найти?», «В качестве чего еще можно представить это поведение?».
Политиком и дипломатом никогда не станет тот, кто не владеет искусством рефрейминга содержания. Судите сами. Одни и те же экономические показатели могут трактоваться и как образцы ухудшения уровня жизни, и как факты, демонстрирующие надежды на экономическое улучшение, — в зависимости от того, настроен докладчик проправительственно или же принадлежит к оппозиции.
Очень значимое место рефреймингу содержания отводится в рекламе и торговле. Любая реклама показывает, как можно мгновенно сменить смысл применения товара. Вы пользуетесь этим средством для мытья посуды — значит, можно позавидовать Вашему умению экономить. Пьете это пиво — это говорит о Вашей мужественности. Предпочитаете этот йогурт — заботитесь о своем здоровье.
Рефрейминг контекста
Любой тип поведения будет казаться уместным, естественным и нужным в подобающих условиях.
Появись Вы летом на лыжах в центре города, Вас немедленно задержат и направят на медицинское обследование; зимой же на горнолыжной трассе на Вас посмотрят как на «странного», если Вы будете без лыж.
Применение рефрейминга контекста помогает разрешать проблемы типа: “Кто то чересчур (слишком, чрезмерно, излишне) "А"”. Под "А" подразумевается некое отрицательное свойство.
Найти другой контекст поможет вопрос: «Когда, при каких обстоятельствах, с какой точки зрения это поведение (поступок, мышление) было бы положительным (уместным, полезным)?»
Ответив на такой вопрос, можно предложить новый взгляд на вещи, начав со слова «зато…»
Когда кто то жалуется, что он слишком резок, вспыльчив, несдержан — можно ответить, что зато он отличается чистосердечностью и откровенностью.
Можно сетовать, что закончился дезодорант, но ведь зато теперь из пустого баллончика можно что то смастерить для домашних нужд…
Немного изменив формулировку задаваемого себе вопроса («Когда, при каких условиях это было бы смешным?» ), мы можем получить совершенно другие (не менее полезные) результаты.
Наверняка Вы в детстве, сами того не осознавая, применяли рефрейминг контекста. Например, слыша какое нибудь задевающее Вас замечание сверстника, как бы продолжали сказанную им фразу: «…— раздался голос из помойки». А в ответ на оскорбление (типа «Козел!») отвечали: «Приятно познакомиться. А меня зовут Вася!». Смех смехом, но эта методика очень эффективна для психологической самозащиты.
Кроме того, данный прием позволяет, подшучивая уже над собой, избавиться от многих комплексов и заморочек. У Вас кривые ноги? Зато в транспорте удобно, не упадешь — пошире их расставишь, и все, жизнь тут же становится проще. Народный юмор предлагает пример рефрейминга и для тех, у кого ситуация серьезнее:
Хорошо тому живется, у кого одна нога:
и мошонка меньше трется, и не надо сапога.
Излюбленным приемом юмористов рефрейминг контекста стал из за своей способности переворачивать смысл самой короткой фразы:
Назвался груздем — лечись дальше.
Одна голова — хорошо, а две — мутация.
«Ну что мне в одной женщине, — мне нужен гарем», — сказал евнух.
Рефрейминг контекста часто применяют тележурналисты, организуя встречи с человеком, занимающим государственный пост (т.е. в сознании зрителей ассоциирующимся лишь с его должностью и работой), в неформальной домашней обстановке, в кругу семьи, на даче и т.д.
Нахождение подходящего контекста меняет отношение к предмету и, стало быть, дальнейшее поведение людей.