«слепо», благодаря задержке в психике человека всех противоположных тенденций.
• «СУГГЕСТИЯ» — термин происходит от латинского suggestio — внушение, а внушение — от древнеславянского въи уши — вносить в уши.
Интерес к гипнозу всегда сопровождался немалой долей подозрительности, поэтому неудивительно, что вошедшее в употребление с конца ХV в. слово «суггестия» связывалось с понятиями о колдовстве и нечистой силе. Тогда все недостойные деяния человеческие рассматривались как «внушения дьявола». Согласно данным «Краткого оксфордского словаря» 1933 г., глагол «to suggest» в XVI в. буквально означал «подстрекать» или «искушать ко злу». На страницах Библии слово «внушение» встречается всего лишь 12 раз, но важно, что внушение здесь рассматривается как процесс программирования, который может осуществляться именно в конструктивных, благонамеренных целях.
В современном понимании суггестия — это воздействие на личность, приводящее к:
— появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения;
— совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им до сих пор норм, установок и принципов деятельности.
• «СУГГЕСТОР» — источник суггестии. Возможные суггесторы — индивид, группа, средства массовой информации. Последние два являются источниками социальных факторов, имеющих суггестивное значение — рекламы, моды, господствующих взглядов, предрассудков, поверий и т. д.
• «СУГГЕРЕНД» — объект суггестии. Возможные суггеренды — индивид, группа, социальный слой.
Внушение различают по следующим видам:
• Прямое , делящееся на:
§ Императивное кодирование , которое является стрессовым видом воздействия на человека (суггестивные команды и приказы). Носит авторитарный, директивный характер. Резкие, короткие фразы, обычно несколько раз повторяемые, сопровождаемые потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего. Иногда называется отцовским методом суггестии.
§ Суггестивные наставления , влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Делаются спокойным тоном в виде мягких убаюкивающих длинных фраз, обычно несколько раз повторяемых. Иногда называются материнским методом суггестии.
• Косвенное , включающееся в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризующееся неосознанностью, непроизвольностью и незаметностью усвоения.
Как прямой, так и косвенный виды внушения довольно часто встречаются в быту (хотя часто и не осознаются как таковые). Как только не обозначают в разговорах его признаки: «Он ее психически подавляет»; «Она на него так влияет, что он подкаблучник»; “Он их всех «построил»”; “Они на него так «наехали», что он и слова против не может теперь сказать”; «Как он ее настроит, так и будет» и т. д. Мы же поговорим о том, как это делать, опираясь на науку, наиболее грамотно и эффективно.
Методы внушения используют для:
• блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
• склонения индивида к желательному действию или поведению;
• быстрого скрытого распространения полезной информации и необходимых слухов.
Применительно к ситуации внушение делится на:
• внушение наяву;
• внушение в трансовых состояниях;
• внушение во сне и в просоночных состояниях;
• заочное внушение;
• внушение с отставным эффектом;
• прерывистое внушение;
• внушение с применением специальных процедур или препаратов и др.
Любой вид психологического воздействия небезопасен в руках людей, не знакомых с основами суггестологии. Сейчас мы рассмотрим прямое и косвенное суггестивное воздействие без активного проникновения в подсознани е человека, а скрытое гипновнушение — в разделе «Оперативное гипновоздействие».
3.1. СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЯМОГО ВНУШЕНИЯ
Если все время человеку говорить,
что он «свинья», то он действительно
в конце концов захрюкает.
М.Горький
Эффективность суггестии определяется:
1. Качествами суггестора:
• социальный статус;
• обаяние;
• волевое превосходство;
• интеллектуальное превосходство;
• характерологическое и волевое превосходство.
2. Степенью внушаемости суггеренда.
3. Отношениями между суггестором и суггерендом:
• доверие;
• авторитарность;
• зависимость.
4. Методикой конструирования сообщений:
• уровень аргументированности;
• характер сочетаний логических и эмоциональных компонентов;
• подкрепление другими воздействиями (речь, интонация, мимика, жесты, позы и т. д.).
Особенности прямого внушения:
1. Для воздействия на лиц со слабым интеллектом нужное прямое внушение лучше сочетать с усиленными