вам нужно войти внутрь себя, чтобы дос-
тигнуть нас, а нам нужно выступить из себя, чтобы достигнуть вас. В нор-
мальном состоянии мы переживаем здесь то, что можно назвать субъективной
жизнью. Мы становимся все более и более объективными, по мере того, как
приближаемся к вашему миру; вы же становитесь все более субъективными, по
мере того, как приближаетесь к нашему миру. Если бы вы это ясно сознавали,
вы могли бы почти во всякое время навещать нас на несколько мгновений -
при условии достаточно глубокого проникновения в самого себя.
Спешить не следует, это нужно ясно запомнить. То, что вам не удастся
сделать в этом году, вы можете сделать в следующем. Но если вы будете то-
ропиться и постоянно бросаться в разные стороны, вы немногого достигнете в
этой работе. Вечность достаточно продолжительна для полного развития чело-
веческого 'эго'. Она как будто бы предназначена для этой цели. Изречение
'цель жизни есть жизнь' кажется мне очень верным с тех пор, как я имел
возможность исследовать вечность с новой точки зрения. Эта точка зрения
дает новый взгляд на время и вечность. Я теперь вижу то, чего раньше не
видел: что я, в сущности, никогда не тратил времени даром. Даже все мои
ошибки были ценной частью моего опыта. Мы теряем, чтобы приобретать снова.
Мы вступаем и выступаем из круга силы приблизительно так же, как входим и
выходим из жизни, чтобы научиться тому, что в ней и что вне ее. И в этом,
как и во всем остальном, целью жизни является сама жизнь.
Не спешите. Человек может вырасти постепенно в силу и знание, или же
может взять их усилием. Воля свободна. Но постепенный рост не имеет такого
могучего воздействия, как свободное усилие.
П и с ь м о 22.
ЗМЕЙ ВЕЧНОСТИ
Я хочу говорить с вами сегодня о вечности. Пока я не перешел сюда, я
никогда не мог уловить этой идеи. Я мыслил в границах месяцев, годов и
столетий. Теперь же я вижу полное протяжение круга. Вхождения в материю и
исхождения из нее не более, как сокращения и расширения сердца 'эго'; с
точки зрения вечности, они, относительно, так же коротки. Для вас земная
жизнь кажется долгим периодом. Такой же казалась она и для меня, но теперь
она мне не кажется такой.
Часто говорят: 'Если бы я мог снова пережить свою жизнь, я поступал
бы так-то и так-то'. В действительности, нельзя вновь переживать ту же
жизнь, как нельзя сердцу вернуться вспять и снова сделать прежний толчок,
но можно приготовиться для ближайшей жизни. Предположим, что вы испортили
ваше существование. Большинство людей повинно в этом, если смотреть с точ-
ки зрения их высшего идеала; но каждый человек, умеющий думать, должен ус-
воить некоторый опыт, который он и может унести с собой. Он может, вернув-
шись в солнечный свет другой земной жизни, не помнить подробностей своего
прежнего опыта, хотя некоторые люди в состоянии помнить, благодаря доста-
точной подготовке и сосредоточенной воле; но наклонности каждой данной
жизни, ее побуждения и желания переносятся почти во всех случаях в следую-
щую жизнь.
Вы должны отвыкнуть от привычки смотреть на настоящую жизнь, как на
единственную; отвыкнуть от мысли, что жизнь за гробом будет бесконечным
существованием в одном состоянии. Вы не смогли бы вынести бесконечного су-
ществования в тонкой материи внутреннего мира так же, как не могли бы веч-
но жить в той плотной материи, в которой вы заключены сейчас. Вы почувс-
твовали бы утомление. Вы не выдержали бы этого.
Овладевайте вполне идеей ритма. Все существа подчинены закону ритма,
даже боги, хотя в более грандиозной форме, чем мы, с более значительными
периодами прилива и отлива.
Мне не хотелось оставлять землю. Я боролся до конца, но теперь я ви-
жу, что мой уход был неизбежен. Если бы я начал свою борьбу раньше, я под-
готовлял бы свое судно для более продолжительного плавания; но когда весь
уголь и вся вода вышли, необходимо было войти в гавань.