придавали значение только этим искусственным меркам,
должны неизбежно страдать в здешнем, более естественном мире. Недавно меня
поразила одна леди, только что перешедшая сюда и не нашедшая ни одной
близкой души, которая была бы сколько-нибудь близка для нее. Даже мать не
встретила ее. Это меня очень удивило, так как я знал, что дух матери, если
он еще не возвратился на землю, испытывает особого рода толчок, как бы
внутреннюю дрожь, когда дитя, которому она дала жизнь на земле, приближа-
ется к рождению в духовный мир - дрожь, которую можно назвать сочувствием
родовому страданию, последним нежным отзвуком материнства.
Женщина эта была до того одинока, что я стал искать в числе знакомых
мне духов такого, который мог бы посвятить ей свое время, но, к сожалению,
между ними не было тех леди, которые вяжут крючком и сплетничают в нашем
мире так же, как они это делали в вашем.
Не удивляйтесь! Думаете ли вы, что привычки всей жизни могут быть
сброшены в один миг? Мы знаем, что во всей природе не бывает внезапных
скачков; почему бы им быть при той перемене, которую мы называем
'смертью'? Как женщины на земле мечтают о своих рукоделиях, так делают они
и здесь. В этом мире так же возможно вязать, как в вашем мире - возможно
предаваться мечтам.
Поймите, что этот мир по существу своему не более священен, чем ваш
мир, и не более таинственен для того, кто живет в нем. Для серьезной души
все состояния священны, кроме профанации, которая встречается и здесь, как
на земле.
Женщина, о которой я сейчас вспоминаю, жила и действовала одной толь-
ко условной, так называемой, светской жизнью, и это - до такой степени,
что у нее не оказалось ни единой, переживающей земную жизнь связи, той
связи, которая создается внутренней близостью. И, конечно, она не могла
чувствовать себя счастливой в новых условиях жизни.
В другой раз я встретил одну из своих знакомых, госпожу **, которая
горько жаловалась на обитателей этого мира за то, что все они интересуются
чем-нибудь своим и совсем не хотят иметь с ней дела. Когда же из ее жалоб
оказалось, что она стремилась всех посвящать в свои личные неудовольствия,
мне стало ясно, почему никто не хотел слушать ее. Бедняжка не понимала,
что наши тревоги так же мало интересны для других в этом мире, как и на
земле. И что поразительно, - она продолжала испытывать здесь воображаемые
неприятности совсем так же, как на земле: все было ей не по вкусу, всем
она была недовольна. Этой душе я помог тем, что повернул фокус ее внимания
на религиозные переживания здешнего мира и показал ей ортодоксальное небо,
о котором уже говорил в одном из писем.
Здесь, в настроении этих двух леди, меня поразило, до какой степени
все свойства внутренней жизни человека переносятся сюда, и в этом мире,
где можно жить так привольно и свободно, свойства эти как бы возрождаются
вновь, в виде воображаемых ограничений и непреодолимых преград.
Но есть иное посмертное состояние, на мой взгляд, гораздо более тяже-
лое. За время моего здешнего пребывания, мне не раз приходилось видеть
мужчин и женщин, погруженных в состояние глубочайшего сна, с лицами, ли-
шенными всякого выражения. Вначале, не понимая причины их сна, я пробовал
разбудить одного из них; но мне не удалось. Я возвращался к нему снова и
снова, и находил его в прежней летаргии.
Однажды, когда я был с Учителем, увидав одну из таких бессознательных
форм, и попросил у него объяснения. От него я узнал, что это - те люди,
которые отрицали бессмертие души. Они остаются в состоянии глубокого сна
до тех пор, пока непреодолимый закон ритма не извлечет их из этого состоя-
ния бессознательности для нового воплощения. На мой вопрос - возможно ли
вырвать их из этого состояния, Учитель ответил, что это возможно. Но для
того, чтобы противодействовать той силе, которая держит человека в таком
состоянии глубокого сна, чтобы нарушить тот зарок, который сам человек на-
ложил на свою душу, когда требовал бессознательности и уничтожения для се-